Осторожно, подделка!Подростковые серии книг, пропитанные необыкновенной историей любви, разворачивающейся в необыкновенном фантастическом мире, даже и не думают сбавлять обороты популярности. «Голодные игры», «Бегущий по лабиринту» и прочие произведения борются друг с другом за благосклонность публики, при этом без вреда для их создателей, ведь пока молодежь готова воспринимать все новые и новые истории про анти-утопии, особо переживать за прибыль не приходится. Ничуть не удивительно, что каждая успешная серия молодежных книг превращается в кинематографическую франшизу. Не стал исключением и «Дивергент», хоть его популярность на больших экранах в разы меньше, нежели у тех же «Голодных игр». Тем не менее пока проект окупается и приносит хоть какую-то прибыль, от него голливудские продюсеры не откажутся никогда. Так что после первой части «Дивергента» последовало вполне логическое продолжение, получившее в отечественном прокате вычурное название «Дивергент, глава 2: Инсургент», хотя куда проще воспринимать ленту исключительно, как оригинальный «Инсургент». Ожидая от проекта куда больших кассовых сборов, студийные боссы увеличили производственный бюджет фильма до 110 миллионов долларов, а в режиссерское кресло усадили Роберта Швентке, знающего толк как в напряженных триллерах («Иллюзия полета»), так и бездумном кино, построенном на спецэффектах («Призрачный патруль»). Все без исключения ведущие исполнители во главе с Шейлин Вудли и Тео Джеймсом вернулись в строй. не обошлось и без звездного пополнения в лице Наоми Уоттс. Немудрено, что создатели ожидали от «Инсургента» неоднократное перекрытие бюджета, однако подобного не случилось. Несмотря на внушительные затраты, лента, поставленная по произведению Вероники Рот, показала практически идентичные с первой частью результаты, что стало тревожной вестью для последующих фильмов франшизы. Зрители, пресыщенные избытком схожих историй, не спешили идти на «Инсургент», ведь он, по справедливости, по всем параметрам уступает «Голодным играм» — интересными героями, сильными идеями, качественными спецэффектами и трюками. Вторичный продукт никогда не сможет завоевать вершину, что бы с ним не делали. И если первый фильм смог зацепить аудиторию, то второму необходимо было что-то менять. Причем кардинально. Однако ничего существенного не произошло — «Инсургент» получился посредственным, не более того.
Что же касается самого сюжета, то он начинается практически сразу после того, как Трис (Шейлин Вудли), Фор (Тео Джеймс) в компании нескольких беглецов исчезают из города, чтобы найти безопасное укрытие и разработать дальнейший план действий. За отсутствием мятежником деспотичная глава фракции Эрудитов, Жанин (Кейт Уинслет), готовится к стремительной атаке на инакомыслящих. По ее мнению, абсолютно всех граждан, проявляющих задатки Дивиргентов, необходимо в спешном порядке доставить в штаб-квартиру и изолировать от общества, вместе с тем установив абсолютную власть над всеми смежными фракциями. Тем временем Трис и Фор также не сидят сложа руки. Героям приходится принимать непростые решение, грозящие развязать полномасштабную войну. Для этого им необходимо вернуться назад и возглавить разрозненные группы сопротивления, которым попросту нечего терять. И во всей этой суматохе Трис постепенно становится той надеждой обездоленной, которую так давно ждали. Бойкая девушка на своем собственном примере показывает, что Дивиргенты, это не угроза всеобщему порядку, а истинная надежда. Постепенно все секреты, связанные с разделением общества на фракции раскрываются и наконец-то становится понятно, зачем именно древние основатели организовали общину, ведомую необычайными законами поведения, и что ожидает всех выживших после глобальной катастрофы, когда настанет та тревожная пора, когда им таки предстоит выйти за стены в неизвестность…
Как и любая другая адаптация популярных молодежных антиутопий, «Инсургент» не мог в целостности перенестись в формат полнометражного фильма, иначе его создателям пришлось бы удвоить хронометраж по крайней мере в два раза. Однако при трепетном обращении с первоисточником можно было сохранить в целостности тот уникальный эмоциональный накал страстей, коим так славились романы Вероники Рот. Несмотря на то, что в центре всего повествования находится борьба прогрессивной прослойки населения с застарелыми правилами, ведущими общество к пропасти, писательница смогла прописать в действительности глубокую, пронизывающую драму отношений между главными героями. Помимо этого, книга в деталях раскрывала проблемы восприятия действительности разными поколениями выживших. Аккуратно подходя к извечной проблеме поколений, Вероника Рот насытила историю ярчайшими типажами, способными как на широкие поступки, так и предательства. Для одних старейшин их дети не представляли никакой ценности, в то время как другие делали все возможное для их защиты. Конфликты интересов далеко не всегда решались выстрелом из пистолета. К развязке противоречий подходили осмысленно, предъявляли доводы и готовы были выслушать критику. Раскрытие характеров, неглупые диалоги и продуманное развитие сюжета, пронизанное доступной философией, позволило трилогии «Дивиргент» стать полноправным бестселлером, который стараниями далеко не самых талантливых кинематографистов превратился в посредственность, стирающуюся из памяти сразу после просмотра.
Под руководством Роберта Швентке на протяжении более полутора часов мы вынуждены наблюдать за вялотекущим, без эмоциональным зрелищем, периодически разбавленным более-менее сносными экшен-сценами, демонстрирующими отличную физическую подготовку Шейлин Вудли и Тео Джеймса, настойчиво пробивающих стены из режущей глаз компьютерной графики. Боевые эпизоды являют собой единственное достойное зрелище, ради которого стоит начинать просмотр. Конечно при желании в них можно найти множество изъянов, наподобие той же примитивной графики, но когда фильму больше нечем похвастаться, то стоит по справедливости оценить хотя-бы некоторые заслуги его создателей, оправдывающие само существование фильма. А вот когда заходит речь о драматической части повествования, «Инсургент» не выдерживает никакой критики. Складывается впечатление, что характеры и образы героев застали посреди первого фильма серии, и дальнейших откровений от них ждать не приходится. Определенно разочаровывает Шейлин Вудли. На протяжении всего фильма она изображает одну-единственную эмоцию, перепуганную агрессивность, периодически склоняясь то к одной крайности, то к другой. Заметно, что актриса совершенно не переживала за то, как будет выглядеть в кадре. В свою очередь режиссер не собирался наставлять Вудли, позволяя ей работать на запрограммированных ужимках, как, впрочем, и подавляющему большинству всего актерского состава. Не привнес ничего особенного в повествование и Тео Джеймс, окончательно растворившийся в образе смазливого солдата, по каким-то неизвестным причинам воспылавшем теплыми чувствами к невыразительной Трис.
Совсем глупо выглядели в кадре именитые исполнители, для которых участие в «Инсургенте» сложно занести в актив. И если Кейт Уинслет еще старается отыграть партию Жанин таким образом, чтобы зритель от души ее возненавидел, то приглашение Наоми Уоттс на одну из ключевых ролей абсолютно бессмысленно. Мало того, что ей уделили совсем мало времени, так еще и заставили стать участницей одного из самых абсурдных моментов фильма, достойных второсортного слэшера снятого за гроши. Про Джая Кортни ничего особенного сказать не получится. Статичная роль мебели внимания не заслуживает.
«Инсургент» не оправдал ожиданий, от чего продолжение истории поставлено под неприкрытую угрозу.
5 из 10