Время самураев прошло. Пора спасать планету!Я узнал об этом фильме после просмотра видеоклипа на антиправительственную песню «Testify» небезызвестных «Rage Against The Machine». В клипе роботы-инопланетяне странного вида олицетворяют силы тьмы. Лазерным лучом они взрывают поверхность земли, и из огня и пепла возникает великое зло Америки: Джордж Буш и Альберт Гор. Люди разбегаются в панике. В конце клипа эти же роботы пытаются придушить нескольких парней монголоидной расы. Я был весьма заинтригован, нашел сам фильм и с величайшим интересом приступил к просмотру.
К слову, фильм далекого 61 года, и, к сожалению, Буш и его оппонент в нём представлены не были, зато роботов там хоть отбавляй. Думаю, не стоит говорить о том, что пришельцы из космоса горели желанием испепелить нашу бедную многострадальную планету, ведь подавляющая часть фильмов про инопланетян именно об этом. Но у этой картины все же есть своя изюминка: планету наконец-то будут спасать не американцы. Кроме того, в качестве приятной сюжетной неожиданности я бы выделил следующий факт: люди оказываются не одни в противостоянии иноземным захватчикам. Им помогает супергерой неизвестного происхождения в пластмассовом шлеме и целлофановом плаще, который ко всему прочему управляет межгалактическим летательным аппаратом. При своем первом появлении герой спасает небольшую группу восьмилетних парней, на которых напали роботы. Показывая свои навыки владения восточными боевыми искусствами, он без труда успокаивает железноголовых, которые во время битвы на него даже ни разу не замахнулись. Видимо, незваные гости планировали захватить Землю, используя лишь интеллектуальные способности: не тут-то было.
Хочется немного остановиться на том, как нарекли этого героя спасенные парни. «Железный наконечник». Увы, я не владею японским, но, по-моему, в любом случае переводчику следовало бы выбрать более убедительное имя для супергероя и… более благозвучное для русского зрителя.
Несколько раз за фильм те самые ребята поют задорную песню про Наконечника, чем напоминанают каких-то коммунистических зомби-пионеров: «Наша мечта сияет в лучах утреннего солнца! Он движется подобно ветру и разит наших врагов — Железный Наконечник!» и тому подобное. Стоит лишь заменить имя супергероя на фамилию Ильича, и мы получим типичную частушку про вождя мирового пролетариата и героя первомайских субботников.
Но не будем отвлекаться. Наконечник дает о себе знать еще не один раз. Его сверхзвуковая машина появляется на горизонте, когда местное население терроризируют солдаты с накрашенными губами. Всего несколько несколько минут назад эти, скажем, «нетрадиционные» солдаты вышли из дерева, в которое ударила молния во время грозы (японцы не перестают удивлять). Своим могучим лазерным пистолетом Наконечник решает с ними проблему, и о чудо: умирающие солдаты, корчась от боли, превращаются в умирающих роботов. Ну да, теперь нам понятно, что к чему.
В конце зрителя ждет эпичная финальная схватка добра со злом. Две силы сходятся на общем поле битвы — пресловутой планете Земля. Не буду портить впечатления тем, кто решится на просмотр этой картины. Но знайте: Вас ждут немые пятиминутные сцены с битвами космических кораблей, напичканные японскими спецеффектами из шестидесятых. И пусть Вас это не пугает. Взрывы в фильме сделаны вполне реалистично. Ядерный гриб, который они сотворили, заставил меня на минутку задуматься о том, а не взяли ли японцы документальные съемки недавних событий в Нагасаки? Зная японцев, я ничуть не удивился бы. Такой уж они непредсказуемый народ.
Но тут еще не все. Во время одной из финальных сцен обстрела пришельцами мирных японских городов, на экране неожиданно появляется… Гитлер. Только в стометровом плоском формате на одном из офисных зданий. Фюрер «кидает зигу» японскому народу, над его головой красуются большие иероглифы и надпись «Mine Kampf» справа уже на латинице. Неожиданно инопланетный лазер попадает в это здание: Гитлер вместе с офисами и картонными буквами разлетается к чертям. Захватывающая картина. Думаю, что режиссер мыслил глобально и этим эпизодом хотел сказать нам, что Япония пошла по неправильному пути во время Второй мировой, что с проклятым фашизмом решительно покончено, и что японский народ ждет светлое прекрасное будущее!
Итог таков: японцы еще тогда могли удивлять и преподносить неожиданные сюрпризы, пусть это все не без доли некого безумия (что вполне можно списать на национальную черту). Но этот абсурд с положительным зарядом гармонично смотрится на фоне общей картины происходящего. Он невероятным образом делает фильм не то что «смотрибельным», а даже интересным и в каком-то смысле увлекательным. В общем, я всего лишь хотел сказать, что если в Японии во время межгалактических войн на Вас неожиданно нападает человек в военной форме с размалеванными губами, то это нормально.
8 из 10