Прямо из сердца.Узнала об этом фильме только неделю назад. И как это я (ярая фанатка
Митхуна) никогда не слышала о нём раньше? Он даже в фильмографии
Митхуна мне нигде не попадался, а ведь вышел 12 лет назад ещё. Наткнулась на него совершенно случайно. И Слава Богу, что наткнулась, а то так бы и не увидела этой потрясающей работы
Митхуна. Было бы очень грустно.
Душевный и глубокий фильм. Прекрасно снятая интересная история, в основу которой был положен реальный факт похищения. Умелое сочетание фактического материала с художественны вымыслом.
Большую роль для качества фильма сыграл выбор
Митхуна Чакраборти на главную роль, который вложил в образ своего персонажа столько глубоких переживаний, связанных с его мучительными колебаниями относительно правильности выбора поступка, что смотреть, не сопереживая, становится невозможно. Полное перевоплощение.
Искренность, доброта, широта души и бесхитростное стремление к справедливости даже во вред самому себе – главные черты характера
Бхану, благодаря которым к концу фильма зритель начинает невольно восхищаться этим наивным бесхитростным крестьянином.
Разве существует в мире то, что не имеет цены? Разумеется, нет - уж
Бхану-то это точно знает! Вот крышу подновить - деньги нужны, велосипеды тоже бесплатно не раздают… Жена, конечно, попыталась намекнуть мужу, что
Нобелевская медаль Рабиндраната Тагора, которую
Бхану случайно обнаружил возле колодца, возможно, не годится для продажи. Ведь и господин учитель долго и не очень понятно старался объяснить, что это не просто кусочек золота, а какое-то
«национальное достояние», «великая ценность».
Боязно, конечно, уезжать так далеко от дома - в неведомую Калькутту, но надо. Учитель письмо написал для самого высокого начальника - Главного министра. Мол,
Бхану, приехал в город для того, чтобы вернуть нации её не совсем понятное «достояние».
Фильм-дрога, фильм-путешествие, фильм-осознание, фильм-прозрение… Суман Гхош, может показаться, пошёл проторённой десятилетиями дорожкой: ведь чего проще - показать процесс переоценки ценностей героем во время реального путешествия из пункта А в пункт В! Но внешняя простота в данном случае отнюдь не входит в противоречие с глубиной исследования и точностью отражения всего того, что происходит с героем. Наоборот - во многом именно благодаря этой «простоте» формы, содержание проявляется всей своей мощью.
Маленький человек, попавший в ловушку обстоятельств - старо, как мир. Но так же, как мир, и фундаментально. Да и таким ли уж «маленьким» оказывается к финалу герой фильма, обретая свою национальную идентичность в жизненном водовороте, куда увлекла его злополучная находка… Он бродит по улицам (практически с тем же выражением лица, что и я, когда впервые попадаю в незнакомое место), он видит новую жизнь, и понять не может, что за манера так жить у богачей… у него происходит переоценка ценностей, он начинает понимать, что за сокровище у него в руках.
Делать фильмы о самой сути любой культуры, формирующей в конечном счёте, нацию – дело не слишком благодарное. Но в данном случае режиссёру блестяще удалось донести главную идею фильма, не погрязнув при этом ни в морализаторстве, ни в заигрывании со зрителем. Форма настолько линейно-проста, что даже не возникает потребности в процессе просмотра искать некие скрытые значения, смысловые пласты. Тем не менее, они есть.
С первых же кадров попадаешь в атмосферу сводок криминальной хроники, рассуждений (а то и спекуляций) по поводу события, всколыхнувшего всю страну. Массовой истерии, одним словом. И - сразу же - полная противоположность городской суете. Деревенские тишина и покой - поля, пруды, детский смех, простота и наивность крестьян.
Суман Гхош решился на настоящий эксперимент - смешение нескольких жанров (вплоть до противоположностей комедии и трагедии). Шаг смелый, поскольку нужно обладать истинным мастерством, чтобы в результате привести фильм к «общему знаменателю», но режиссёру удалось и это.
Противоположности «город – деревня», «богатство – бедность», «образованность – невежество» так или иначе сопровождают киноповествование от начала до конца. Недалёкий, невежественный
Бхану приходит к осознанию высшей истины, обретая в финале ореол мученика, а респектабельный, образованный
Радж (
Харш Чайя) оказывается отъявленным мерзавцем, а комично обставленная и не предвещавшая ничего страшного, поездка главного героя в город оборачивается трагедией…
Режиссёр тонко приправляет историю изумительными диалогами, зачастую построенными на игре слов. Забавно, свежо и в самую точку! Зритель даже не замечает, как игра слов с течением экранного времени из чисто формальной становится глубинно-содержательной, когда награда
Великого Тагора постепенно превращается в его «альтер эго», и герой, имея в виду продажу Нобелевской медали, произносит -
«продать Тагора». Истина, возникая из словосложения, обжигает…
Великолепно и музыкальное сопровождение фильма. Все песни очень атмосферны и мелодичны, не говоря уже об их содержании, ещё глубже раскрывающем основную идею фильма в целом. Смешение народной музыки с современными бенгальскими мелодиями
Бикрама Гхоша, обеспечивает музыкальное наполнение фильма и его разнообразных настроений.
Вклад оператора также заслуживает самой высокой оценки!
Контрасты ощущаются не только визуально, но и осязательно. Впечатляет приём затухания кадра, акцентирующий внимание зрителя на ключевых событиях фильма.
Из актёров особо хотелось бы отметить деревенского дурачка
Манмато (превосходный
Шанкар Дебнат) –
своего рода воплощение совести, живущей на правах изгоя.
И, конечно же, фильм не состоялся бы без гения
Митхуна Чакраборти, представившего на суд зрителей очередной потрясающий своей глубиной образ: – неграмотного крестьянина, переживающего, если можно так выразиться, «воспитание чувств».
Митхун – просто гений. Его движения, мимика, поворот головы, взгляд - я была потрясена в очередной раз, так передать образ неграмотного крестьянина из глубинки. Гляньте в глаза
Митхуна в этом фильме, и потом докажите мне, что он реально умеет читать и писать. Постарайтесь отключится от всех фильмов
Митхуна, которые были раньше… забудьте об этом. В начале фильма мы видим основательного главу семейства, требующего от домочадцев уважения к своей персоне (выглядит это всё, весьма комично). С течением экранного времени образ главного героя трансформируется, и наблюдение за этим процессом доставляет зрителю истинное наслаждение! Не представляю кому ещё под силу сыграть эту роль на столь щемяще-высокой ноте…
В сущности, это путешествие в сердце Бенгалии и сердца бенгальцев, изучающее и обнаруживающее ту значимость, которую
Тагор и его наследие до сих пор сохраняют в повседневной жизни людей сегодня.
Мне очень понравилась начало фильма в документальном стиле, где режиссёр показывает вихрь из смонтированных отрывков реальных телевизионных репортажей, газетных вырезок и живых интервью звёзд и высоких гостей, рассказывающих о «похищении века», создавая основу для кульминационного момента, с которого начинается оставшаяся часть фильма.
Художественная режиссура
Индранила Гхоша со вкусом воплощает огромную структуру и масштаб фильма, а также его сельские и городские декорации.
Простая история, рассказанная честно от сердца выявляет победителя в «Нобелевском похитителе».
10 из 10