Истинные ценностиОднажды в глухой бенгальской деревушке бедный крестьянин Бхану был разбужен среди ночи чьими-то криками и яростным лаем собак. А на следующее утро он нашёл у колодца странную круглую золотую вещицу. Деревенский учитель сказал Бхану, что это Нобелевская медаль Тагора.
В основу фильма было положено реальное событие. 24 марта 2004 года из дома-музея Рабиндраната Тагора в Шантиникетане в Западной Бенгалии действительно была похищена золотая медаль лауреата Нобелевской премии по литературе. Кроме самого инцидента все остальные события в фильме как и ключевые персонажи являются художественным вымыслом. Но именно этот вымысел позволяет увидеть и само преступление, и жизнь современной Бенгали в свете ценностей духовного наследия. Говоря словами самого великого писателя и мудреца: «Истина в своём облачении жалуется на стеснённость фактами. Вымысел даёт ей свободу движения». Бенгальское кино имеет достаточно давние традиции реалистичной, как бы «живой» съёмки. И режиссёр умело ими воспользовался. Это отчётливо заметно особенно на моментах, показывающих бенгальскую деревню. Постановочные и снятые непосредственно с натуры кадры прекрасно сочетаются и образуют единое целое, что создаёт фильму необходимую атмосферу и эффект погружения зрителя в неё.
В «Нобелевском похитителе» рассказывается занимательная история Бхану, ставшего невольным эпицентром криминально-драматических событий. Начинаясь как мягкая и весьма добродушная комедия, фильм, по мере разворачивания действа, всё более меняется. Чем дальше, тем всё сильнее в нём начинают звучать трагические нотки, имеющие характер горькой усмешки над недостатками современного бенгальского социума. Но, начиная со второй половины фильма усмешка всё более уступает место печали и сожалению, под конец превращаясь практически в безмолвный крик боли и отчаяния. Неграмотный крестьянин Бхану, которому злосчастную находку наверняка подкинули никто иные как коварные демоны-ракшасы, в своём роковом путешествии в Калькутту обретает подлинное понимание того, что такое национальное культурное достояние. Человек, пределом мечтаний которого были: сытная еда, починка крыши и велосипед, к концу своего драматического пути осознаёт, что представляет собой Тагор для его страны и для него самого.
Центральной идеей всего учения Тагора является искренний патриотизм и служение интересам простого индийского народа, в целях улучшения не только его материального благополучия, но в равной степени и духовного развития, непосредственно связанного с образованностью и просвещённостью. На бенгали слово «Тагор» произносится как «Тхакур», что означает «бог». Это возводит и самого Тагора и его наследие на недосягаемую высоту. Но как же к этому наследию относятся современные бенгальцы: как бедные и необразованные, так и богатые, и пресвященные? Путешествие Бхану и его общение с представителями различных слоёв населения очень ясно отвечает на этот вопрос. Некоторые бенгальцы вообще не знают, кто такой Тагор. Другие считают, что его имя уже давно перестало быть популярным. Многие же стремятся использовать наследие великого человека лишь как средство материального обогащения. Даже начальник полиции в успешном расследовании дела о похищении Нобелевской медали видит лишь возможность продвижения по службе.
Кинокартина, начинающаяся как история маленького человека, становится отражением уровня духовности всего индийского общества, а может даже и всей современной цивилизации с её доминирующей идеологией потребительства и культивированием стремления к материальной выгоде в ущерб духовному развитию.