Как если бы плохих лейтенантов было двое, и они были бы ещё хужеРежиссеры Джон Майкл МакДона и его брат Мартин МакДона всегда умели создавать колоритных и интересных персонажей. Так Мартин ответственен за создание крепких криминальных фильмов «Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов», а его брат Джон — за «Однажды в Ирландии» и «Голгофу». Джон МакДона в этот раз решил поэкспериментировать и сменить место действия с Ирландии на Соединенные Штаты.
Действие фильма разворачивается в Нью-Мексико. Дуэт копов, явно копирующих стиль одежды небезызвестных братьев Крей, занимается всякой непотребщиной в духе «Плохого Лейтенанта»: наркотики, запугивания свидетелей и тому подобное. Парочка ещё та. Боб Боланьо (Майкл Пенья), например, воображает себя интеллектуалом, а его напарник Терри Монро (Александр Скарсгард) — обыкновенный верзила. Мерзкие, но дико харизматичные слуги порядка вляпываются во вполне обыденные проблемы и пытаются узнать, чем же является всё-таки справедливость, исходя из отдельно взятой «бытовухи».
Сильной стороны картины вышли, конечно, диалоги. Это тот самый фильм, который смотреть необходимо в оригинале. У каждого из персонажей, будь то забулдыга Терри, феминистка — супруга Боба, постмодернисткий злодей-англичанин или даже ирландец-осведомитель, найдется своя хлесткая цитата.
Также следует отметить сам сюжет. Судя по всему, МакДона просто наплевал на все условности и стал снимать просто то, что он хотел. И, что немаловажно, ему это удалось. Действие лихо скачет из живописной пустыни в безобразные бары, оттуда — в спортивные залы, затем — в конюшни и, как ни странно, даже в Исландию. И сцены в столь странных местах действия гармонируют друг с другом. Судя по всему, МакДона к тому же вдохновлялся полицейскими драмами и боевиками 70-х. Это чувствуется, например, в стилистике и подаче материала.
Теперь о недостатках. Во-первых, в «Войне против всех» явно отсутствует человечность и меланхоличность других работ «братьев МакДона», если так можно выразиться. Перенести место действия в Нью-Мексико вышло, возможно, оправданным с точки зрения стилистики, но, следует отметить, иногда все выглядит чрезвычайно сюрреалистично и постановочно. Думаю, если бы место действия картины перенести в Ирландию или вообще куда-нибудь в Европу, то сюжет мог бы даже выиграть. Пришлось бы, конечно, отказаться от пары удачных (читай — расистских) шуток, но, полагаю, для сценария это не было бы невосполнимой утратой. Также стоит сказать, что в картине содержится большое число «американизмов». Отдельные шутки могут быть понятны только людям, знакомым с американской культурой.
Заключение. Во время просмотра низкокачественной порнографии один из второстепенных персонажей «Войны против всех» метко замечает: «Главное в этом деле — сценарий. Нет хорошего сценария — считай, вообще ничего нет». Думаю, этот комментарий можно смело отнести к этому творению МакДона. Не могу сказать, что это его лучшая работа, но «Войну против всех» точно можно рекомендовать всем поклонникам криминальных фильмов и черных комедий.
7 из 10