Записки на манжетах«- Нельзя оставлять этот мир, не завершив всех своих дел.» (с)
Знаете, даже как то странно, узнавать о таком фильме постфактум, тем более учитывая тот факт, что новая картина Билла Кондона — почти год как побывала в мировом кинопрокате… Воспользовавшись методикой героя фильма, попытаюсь сделать резонные выводы из некоторых вещей, что известны о ленте. Из того, что картина европейского уровня (где предпочтение отдаётся неспешным разговорам, мизансценам и плавному погружению в сюжет, а так же актёрской игре), ко всему прочему является экранизацией малоизвестного, современного романа — гарантирован интерес ограниченной группы зрителей. Как то: киноманы, любители хорошей литературы и поклонники легендарного персонажа, о старости которого идёт рассказ в данном произведении. Отсюда понятен не слишком высокий ажиотаж в прокате. Но, учитывая небольшой бюджет постановки, можно гарантировать её окупаемость за счёт ограниченного проката и последующих продаж фильма на видео рынок и ТВ. Понятное дело, что ради коммерческой выгоды подобное не снимается. Однако странно осознавать, что фильм Кондона также пролетел мимо каких бы то ни было заметных наград и номинаций. Как по мне, так главная звезда картины, патриарх английского кино — Йэн МакКеллен заслужил хотя бы выдвижение на Оскар! Он столь чувственно, играя на недоговорённости и полутонах, смог представить зрителям, не просто старого — а дряхлого Шерлока Холмса. Который существует в сюжете на правах подлинного человека, как оказалось имеющего мало общего с тем художественным образом, который прославил его стараниями незабвенного доктора Ватсона. Было не только интересно наблюдать за удивительно тонкой игрой старого профессионала, а так же интересна была и сама рассказываемая в картине история. Центральное место в которой занимает дружба очень старенького детектива и маленького, но любознательного мальчика. Который, даже заменит сыщику покойного друга — доктора, став напарником в раскрытии последнего дела в его карьере…
И так, время действия — лето 1947 — ого года, место где разворачиваются основные события повествования — Ассекс, дом в сельской провинции, вблизи от побережья. Там уже более 30 -ти лет живёт бывшая гроза преступного мира — мистер Шерлок Холмс. Который уже давно оставил детективную деятельность, предпочитая посвятить остаток жизни разведению пчёл и занятию хозяйством на собственной пасеке. За домом и самим Холмсом присматривает домработница — одинокая женщина с ребёнком (Лора Лини и Майло Паркер). Который очень привязался к старому детективу, уговаривая его рассказать ему о последнем деле великого Шерлока Холмса, из — за которого тот 3 десятка лет назад ушёл из профессии. Дружбу старого Шерлока и юного Роджера осложняет прогрессирующая болезнь Альцгеймера, которая всё больше завладевает разумом некогда гениального сыщика. Тот изо всех сил пытается с ней бороться, скрывая сей недуг от окружающих: ведя тайный дневник, делая какие то заметки о происходящих вокруг событиях и даже… записывая имена собеседников на манжетах! Осознавая свой скорый уход из этого мира, великий сыщик решает написать свой собственный, автобиографический рассказ о Шерлоке Холмсе, в котором поведает читателям о настоящем себе, развеяв некоторые окружающие его имя мифы, которые за годы прочно вошли в сознание читателей. Например — знаменитый сыщик терпеть не мог охотничьих кепи, курительной трубке предпочитал ароматные сигары, а так же никогда не проживал на Бейкер — стрит 221 Бис. Но, самое важное — в своём рассказе, Холмс хочет поведать детективную историю, раскрытие которой привело к трагическим последствиям и изменило его жизнь. Осложняет это подводящая стариковская память, и вспоминая события тридцатилетней давности, герой будто вновь проводит расследование. Попутно вспоминая о своём недавнем вояже в Японию, в которой остался его почитатель, вскоре написавшей ему письмо, в котором просил детектива открыть ему правду об его отце — много лет назад оставившего семью и уехавшего в Англию. Мальчик помогающий Холмсу заниматься пасекой, тем временем проводит своё собственное расследование — ведь кто то начал убивать их пчёл!
Что можно сказать о фильме? Он нетороплив, однако вовсе не является затянутым. В стандартный 1,5 часовой хронометраж вместилось аж целых три мини — сюжета, которые в «гриффитовской» манере излагаются не последовательно, а одновременно — через флеш — бэки. Грамотно завершаясь в финале, который является их своеобразной точкой пересечения. Получилось в итоге очень душевное, вызывающее чувство ностальгии кино — посмотреть которое, пожалуй будет вовсе не лишним. Причём не только любителям сочинений Артура Конан — Дойля, но и почитателям отличного кинематографа, который вполне вероятно совсем скоро мы потеряем, в порыве студий идти по пути наименьшего сопротивления — снимая одни сиквелы, приквелы и ремейки. Хотя, при желании фильм Билла Кондона можно рекламировать как своеобразный «сиквел» всех известных историй о Шерлоке Холмсе. Впрочем, это было бы слишком цинично для грядущего блокбастера Гая Ричи, которого все (и я в том числе) уже порядком заждались. Если же серьёзно, то тандем актёра и режиссёра — Йэн МакКеллен и Билл Кондон — вновь рассказал нам сентиментальную, немножко меланхоличную историю с приятным послевкусием. Подобно той, которая их прославила почти 20 лет назад, когда на экраны вышли их «Боги и Монстры» — повествующие о последних месяцах жизни создателя классического хоррора о Франкенштейне — Джеймса Уайла, и его противоречивой дружбы с его молодым садовником. Вновь режиссёр опирался на вышедшую ранее книгу. Ей стал роман английского писателя Митча Каллина — «Пчёлы Мстера Холмса», появившийся в 2013 -ом году, и выходивший в том числе и на русском языке. Сценарную адаптацию книги делал Джеффри Хэтчер, который бережно отнёсся к литературному первоисточнику, воссоздав в сценарии всё задуманную автором книги душевность и щемящее сердце чувство одиночества главного героя. Ведь Шерлок Холмс — человек Викторианской Англии, по сути уже канувшей в небытие эпохи. Он застал излом веков, став свидетелем и современником величайших исторических потрясений нового века, пережил две Мировые войны и похоронил всех своих друзей: доктора Ватсона, миссис Хадсон, Ирэн Адлер. А под конец жизни потерял самое дорогое — свой величайший талант гениального сыщика, так как начал подобно всем дожившим до столь преклонного возраста — впадать в маразм… Дружба с маленьким Роджером помогает герою обрести жажду жизни, даёт силы на то, что бы вспомнить ту давнюю историю и дописать свой правдивый рассказ. Превосходная игра задействованных в фильме актёров, восхитительная музыка написанная композитором Картером Бёруэллом и тонкая режиссура Билла Кондона — превращают данную историю в чрезвычайно приятное, не лишённое пользы времяпрепровождение в обществе глубокой, художественной киноленты…