Мистер ХолмсОтличный способ сразу же набрать кучу очков, чтобы отправляться в плавание по бурным водам литературного/кинобизнеса не с пустого места, короче говоря, лайфхак: надо взять известнейшего, самого любимого и раскрученного персонажа и сочинять историю о нем. Какая разница, что этот герой — плод воображения совсем другого писателя? Шерлок Холмс, тот, который вышел из-под пера сэра Артура Конан-Дойла, с тех давних пор уже вовсю живёт собственной жизнью: кто только не снимал о нем фильмы, сериалы, мультфильмы. И вовсе не коробят все эти порой сумасшедшие трансформации любимого героя, возможно потому, что то, что доводилось видеть, снято «по мотивам», то есть с большОй (или мЕньшей) долей искреннего уважения к «канону».
Но очень странное чувство оставляет данная лента, снятая по некоему роману. Трудно сказать, с какой целью автор книги сделал главным героем романа именно Шерлока Холмса — судя по экранизации, это просто история о старости и одиночестве, все упоминания других персонажей Конан-Дойла притянуты за уши и ничем особо не оправданы: вполне можно было обойтись и без них. Все новые, оригинальные персонажи тоже никак не объясняют выбор Холмса на роль первой скрипки. Складывается ощущение, что автор романа побоялся придумать своего собственного героя — ну пусть бы он тоже был детективом на пенсии (традиционно для сыщика мечтать о супер-мирном хобби на заслуженном отдыхе: вспомните Каффа из «Лунного камня», комиссара Гоша из «Левиафана»). И вот Холмс оказывается окружен какими-то новыми людьми, «вспоминает» какие-то совсем новые дела и случаи, вообще на старости лет летит в Японию и ходит там по выжженной земле Хиросимы. Почему Холмс? Почему именно он??!
Так что, пожалуй, основные претензии именно к роману (по содержанию), ну или к сценарию, которые к первоисточнику имеют мало отношения. Потому что актёры — отличные актёры — играют то, что написано в сценарии (играют тоже отлично). Музыка приятная, операторская работа на высоте, костюмы и декорации на уровне, и все, что связано с экранизацией никаких вопросов не вызывает. Кроме главного: зачем было вообще снимать эту историю???
Как уже заметили рецензенты КП, авторы фильма (и романа «Пчёлы мистера Холмса») собственно сделали то, что до них никому ещё не удавалось: они сняли буквальное «последнее дело Холмса» или даже засняли «Шерлока Холмса при смерти». Постепенное угасание величайшего ума человечества способно повергнуть его фанатов в глубочайшую депрессию, настолько достоверен и искренен в своей роли Иэн МакКеллен. И это крайне грустное зрелище во всех смыслах.
5 из 10