«Пчелы мистера Холмса»Стартовавший в России фестиваль «Новое Британское кино» в Москве был открыт картиной Билла Кондона (режиссёр «Сумерек», между прочим) «Мистер Холмс». Фильм является экранизацией романа Митча Каллина «Пчелы мистера Холмса» и рассказывает зрителю историю о доживающем свой век Шерлоке Холмсе, который уже как тридцать лет назад сбежал с Бейкер-стрит, после неудачного расследования, детали которого он пытается вспомнить, мучимый старческим маразмом. Попутно разводя пчёл и ругая доктора Ватсона, который написал о Шерлоке много художественной нелепицы. Самого Ватсона уже давно нет в живых. Его место в фильме занял смышленый сын домработницы, пытающийся постигнуть азы дедукции и разведения пчёл.
Основное действие картины разворачивается в 1947 году в Суссекс, где уже тридцать лет живёт 93-летний Шерлок Холмс. Компанию ему составляют домработница миссис Монро и её смышлёный сын Роджер. Бывший детектив занимается пчеловодством и рассказывает Роджеру о своём последнем деле, которое он вёл будучи на Бейкер-стрит, и из-за которого он ушёл в изгнание. Но это даётся ему с трудом из-за проблем с памятью. Подробности дела ускользают от Холмса, оставляя лишь обрывочные мутные воспоминания. Некогда Ватсон уже освещал это дело в одном из своих рассказов, но умышленно скрыл от общественности фиаско своего друга, в очередной раз выставив его героем. Осознавая неизбежность скорой смерти и относясь к этому с вызывающим уважение спокойствием, бывший детектив пытается разобраться в себе, снять с себя бремя за совершённые ошибки и уйти с чувством завершённости. Именно поэтому он берётся за написание собственного рассказа о своём последнем деле, заручившись поддержкой Роджера.
За последнее время зритель мог видеть множество интерпретаций знаменитого сыщика, выдуманного Артуром Конан Дойлом: сумасбродный Роберт Дауни-младший в аттракционе Гая Ричи; хамоватый Бенедикт Камбербэтч из успешного сериала «BBC»; вызывающий Джонни Ли Миллер из американской адаптации. Но Холмс, сыгранный Иэном Маккелленом, — это логическое продолжение легендарного каноничного образа. Холмс, хоть и стар, по-прежнему остаётся джентльменом, вежливым и умеющим обходиться с дамами. Правда на смену решительности и энергичности, с которыми некогда Холмс брался за новые дела, пришли физическая слабость и потеря памяти.
Сразу хочется отметить, что фильм не является детективом. На детективную линию здесь приходится лишь одна треть экранного времени. «Мистер Холмс» — это трогательная драма; элегия, рассказывающая о старости и эгоизме. Билл Кондон мастерски соединил в фильме три истории (нынешнюю жизнь Холмса, его поездку в Японию в поисках чудесного растения, способного вернуть память, и то самое последнее дело о депрессивной жене и её обеспокоенном муже) в одно большое философское размышление героя, пытающегося разобраться в самом себе, своём прошлом и наследии, которое он оставил, в мире, где он — герой романов и фильмов, личность уже мифологизированная.
Подобная рефлексия, конечно, не придётся по вкусу массовому зрителю. Здесь нет остросюжетного детектива и захватывающего действия. Вместо этого, фильм предлагает размеренное повествование, обращающиеся не к логике, а к чувствам и эмоциям зрителя, где самый известный логик был лишён своего блистательного ума, но на его место пришла мудрость.
В актёрском мастерстве Иэна Маккеллена не приходиться сомневаться. Он виртуозно перевоплощается на экране из сварливого аскетичного старика в вальяжную знаменитость с Бейкер-стрит. Лишь одним движением глаз или лёгким движением руки актёр умело выражает эмоции героя. Не вызывает нареканий и актёрская игра остальных действующих лиц. Лора Линни (миссис Монро) подтвердила в очередной раз, что не зря является обладательницей премий «Золотой глобус» и «Гильдии киноактёров США». Приятно удивил Майло Паркер (Роджер Монро). За весь фильм его настырный герой не вызвал вопросов или снисхождения из-за возраста актёра. Нельзя не упомянуть и Колин Старки, сыгравшего руки доктора Джона Ватсона.
Итог. «Мистер Холмс» — это трагедия великого человека, столкнувшегося на склоне своих лет с банальными слабостями, который воюет со своим забронзовевшем образом в обществе, между ухаживаниями за пчёлами и свар со служанкой.
8 из 10