Лучше бы она упокоиласьПол Солет, кинематографист не самый известный для широкой аудитории, тем не менее в жанре хоррора он отметился довольно примечательной картиной «Грэйс». Пусть она и не стала событием в своем жанре и удостоилась не самых лестных отзывов как со стороны критиков, так и зрителей, преданные почитатели напряженных историй по достоинству оценили его старания, выделив парочку удачных режиссерских находок, которые выделяют «Грэйс» на фоне множества других безликих собратьев по категории «Б». На некоторое время взяв паузу от создания полнометражного кино, Солет с головой окунулся в телевизионную индустрию, чтобы впоследствии вернуться к полноценному кинематографу вместе с лентой под названием «Неупокоенная», также известную под оригинальным названием «Темное лето». Однако если «Грэйс» при всех своих недостатках стала сравнительно почитаемым фильмом, то «Неупокоенную» ждала куда более печальная участь. Перспективный на бумаге мистический триллер практически сравняли с землей из-за того, что его создатели по большей части сделали плагиат на события «Паранойи» Ди Джея Карузо, которая всего несколько лет назад стала неожиданным кассовым хитом и подарила миру Шайю ЛаБафа, как актера, способного играть главные роли в примечательных картинах. Главное отличие ленты Солета от работы Карузо состоит в том, что в «Неупокоенной» делается крен в сторону паранормальной активности, бушующей вокруг главного героя и его семьи. Во всем же остальном Пол Солет, ведомый сценарными трудами Майка Ле, ничем оригинальным не отличается, повторяя пройденный материал, воссоздавая известные сцены, слегка перерабатывая их на новый манер. Интересным фактом, заставляющим все-таки обратить внимание на «Неупокоенную» становится участие Петера Стормаре. Именитый характерный актер второго плана зачастую снимается в фильмах, достойных внимания. Он удачно совмещает работу в дорогостоящих голливудских блокбастерах и не обделяет вниманием крепкие независимые проекты. Таким образом его заинтересованность сотрудничеством с Полом Солетом не могла пройти мимо ценителей хоррора, к коим причисляю себя и я. Однако если фильм спекулирует исключительно на славе предшественника, из этого ничего хорошего не выйдет априори. И не важно, какие знаменитости задействованы в актерском составе. Идя по пути откровенного заимствования удачных идей, при этом не привнося в историю ничего оригинального, вполне закономерно можно рассчитывать на провал, который и случился с «Неупокоенной».
Итак, сюжет фильма знакомит нас с выпускником школы Дэниелом (Кил Гилхрист), которого по решению суда посадили под домашний арест. Офицер-надсмотрщик Стоукс (Стормаре) одевает на ногу героя контрольный браслет и теперь Дэниелу запрещено покидать близлежащую к дому территорию более, чем на пять секунд. Преступление, которое совершил молодой человек кажется не таким уж и страшным, но оно тем не менее предполагает наказание: Дэниел, обладающий навыками талантливого программиста, взломал аккаунты в различных социальных сетях своей симпатичной замкнутой одноклассницы Моны Уилсон (Грейс Фиппс) в надежде выяснить ее интересы, дабы впоследствии завоевать сердце. Однако его махинации были замечены, что и привело к домашнему аресту. Так как отца у героя судя по всему нет, а мать работает за границей, он остается на откуп самому себе, днями напролет парень блуждает по коридорам и комнатам дома, периодически разбавляя уныние в компании верных друзей — Эбби (Стелла Маэв) и Кевин (Маэстро Харрелл). Удручающее однообразие неожиданно сменилось на чувство постоянного страха, когда сама Мона связалась с Дэниелом через сеть, чтобы на его глазах совершить самоубийство, предупреждая о том, что в скором времени он ощутит все то же, что и она. Обескураженный парень на ожидал, что его пассия придет за ним после смерти и будет преследовать его в неких таинственных целях. С каждым днем потусторонняя активность Моны возрастает, а средства против ее присутствия просто не существует. Дэниел с друзьями оказываются заложниками ситуации, постепенно понимая, что прямой конфронтации с призраком не избежать.
Когда создатели фильма ужасов позиционируют свое творение, как напряженный детективный хоррор, то ожидаешь от него именно подобного. «Неупокоенная» несмотря на вторичность сюжета, о котором не стесняясь говорят главные герои, упоминая ту саму «Паранойю» с Шаей Ла Бафом, имела все шансы стать примечательной лентой, которая бы держала своего зрителя в напряжении и постепенно шокировала некими сценарными откровениями. На деле же большую часть хронометража в кадре не происходи ничего существенного. Справедливости ради стоит отметить, что «Паранойя» также страдала из-за неспешного повествования, но в том фильме главный герой хотя бы имел постоянный диалог с милой соседкой. А вот в «Неупокоенной» Дэниелу большую часть экранного времени приходится иметь с самим собой. Ему не с кем поделиться страхами и переживаниями. Вместо каких-то интересных действий он то и дело принимает ванну, плавает в персональном бассейне и спит. Можно было бы списать его аморфность на отсутствие интернета, но это не вариант, так как друзья героя обеспечили ему безопасную доступ в сеть, которой он по каким-то причинам не спешил пользоваться. Самое динамичное действие режиссер решил приберечь до финала. Складывается впечатление, что он словно просил прощения у зрителей за мучительные минуты бездействия, насытив окончание массой сюжетных откровений. И в некотором роде у него это получается, так как многое в «Неупокоенной» становится с головы на ноги. Только благодаря интригующему финалу фильм хоть совсем немного, но все же выглядывает и трясины всепоглощающего уныния.
К резко негативным моментам, связанным с фильмом можно смело причислить операторскую работу Зорана Поповича. Его творческие приемы включали в себя продолжительные проходы камеры по компьютерным шнурам, что должно было символизировать нечто важное, хотя на деле это служило исключительно для того, чтобы растянуть хронометраж до приемлемой величины, дабы «Неупокоенная» получила шанс проката в кинотеатрах, как полноценное полнометражное кино. Также по воле режиссера Зоран Попович то и дело концентрировал фокус на затылке и шее главного героя, размывая остальной фон. Наверное согласно задумке подобный ход должен был показать нам, что Дэниела поджидает некая опасность, способная выпрыгнуть из неоткуда, попутно пугая неподготовленного зрителя, однако подобные находки лишь сбавляли темп повествования, продолжая затягивать время ни на что не влияя. Про актеров много говорить не получится. Ребята в своем большинстве отыграли посредственно. В особенности это касается главного героя и его подруги, которые во время съемок будто сидели под некими психотропными веществами, забирающими из них силу, что нелицеприятно отразилось не только на игре молодых людей, но и на их вечно усталой внешности.
В итоге хочу сказать, что «Неупокоенная» по большей части топчется на одном месте, концентрируя внимание на бездействии главного героя. В фильме нет ни одного по-настоящему пугающего эпизода, напряжение ни разу не подскакивает до высот. В финале, конечно, повествование набирает обороты, однако этого мало, чтобы компенсировать творческую несостоятельность создателей.
3 из 10