Новая, не лишняя, но и неидеальнаяНовую экранизацию одного из наиболее популярных всеми любимых русских классических романов ждала большая часть зрителей, несмотря на открытую ненависть этого же большинства к сиквелам и ремейкам классики, как советского кино, так и дореволюционных литературных шедевров. Причиной положительного ожидания нового «Тихого Дона» стала не только ненависть к версии, поставленной Бондарчуком-старшим и законченной его сыном, после чего, получившей разгромные отзывы, связанные с претензиями по поводу подбора актёров. Личность
Сергея Урсуляка, прославившегося несколькими удачными проектами, в особенности, осыпанной лаврами «Ликвидацией»; давала всем надежду на стоящую экранизацию, и я уверен, что возьмись за этот проект режиссёр хотя бы средней репутации, и все бы твердили, что готовится очередное «изнасилование классики». Сергей Урсуляк в интервью утверждал, что для него непринципиально — снимать полный метр, или телевизионный фильм, кроме того, возможно, было решено снимать телесериал, исходя из объёма информации в романе, которую требуется перенести в полной мере на экран, но в итоге мы увидели, что за
14 серий, что в два раза превышает хронометраж версии Бондарчука, по непонятной причине, было показано, пожалуй, ещё меньше важных книжных событий (говорю, как человек, читавший книгу от начала до конца и неплохо помнящий всё в ней происходящее, ибо книга меня в своё время покорила), нежели в раскритикованной версии. Причина заключается, пожалуй, не только в наличии в романе Михаила Шолохова описаний откровенных и жестоких сцен: телесериал до безобразия приличен и не даёт ни одного повода назвать себя пошлым или кровавым — авторы словно сказали
«извиняйте, хлопцы, но 12+» —
достаточно экранного времени уделено вокальным номерам и прочему искусству (хотя, конечно, показывать казачьи деревенские гуляния было бы невозможно без костюмированных творческих сцен), но, к сожалению, отдав предпочтение тому, на что будет приятно посмотреть всем эстетам,
сценарист пожертвовал весьма и весьма многими важными эпизодами романа, которые ждали увидеть все истинные поклонники литературного шедевра. Возможно, подача здесь более доходчивая, нежели в
советской экранизации 1957 года, снятой Сергеем Герасимовым (в которой тоже было много недосказанности, но в целом постановка была выполнена на высоком уровне); а визуал, пожалуй, самый богатый среди всех четырёх постановок по «Тихому Дону» (хотя, разумеется, если бы Урсуляк снимал кинофильм, то мог бы себе позволить показать более зрелищные батальные сцены, а не обходиться
красивыми декорациями хуторов и донскими пейзажами); но — может быть, скажу кощунственную вещь, но я бы предпочёл увидеть не только более целостное переложение любимой книги на экраны, даже если не кинотеатров, а опять же, телевизоров, но и увидеть всё то, что описывал Шолохов, не стыдясь изливать на страницы бумаги не самые пристойные элементы жизни своих персонажей — классик описал много грязи, и при прочтении на неё обращаешь внимание, как и на более пристойные элементы жизни донских казаков и их семей. В итоге, результат, достигнутый Урсуляком при работе над экранизацией «Тихого Дона», можно назвать неплохим, как
благопристойный телепроект, ориентированный прежде всего на школьников, причём не обязательно десятиклассников, но и детей помладше, пусть им ещё далеко до изучения «Тихого Дона» по программе.
Первый весомый недостаток заключается в том, что ничего не сказано о родословной Мелеховых и о чудовищном сексуальном преступлении в семье Аксиньи (что описывалось в романе на первых страницах), поэтому зрителю, не читавшему книгу, будет непонятно, к чему она упоминает отца при первом страстном объятии с Григорием. Вместо этого, в начале первой серии показаны забавные сценки из жизни донских казаков, а в ходе серии присутствует
вокально-музыкальное сопровождение в исполнении последних. Вся первая серия рассказывает о
романе между Григорием и замужней Аксиньей, и о прениях Григория с отцом из-за этого, вторая серия повествует о возвращении Степана, распада любовной связи его жены с Григорием и о вынужденной свадьбе Григория и Натальи (избиение Аксиньи Степаном и драку Степана с Григорием толком не показали, хотя это не самые маловажные эпизоды романа), третья — о побеге Григория с Аксиньей из хутора и попытке самоубийства Натальи, четвёртая — о родах Аксиньи, возвращении Григория в отчий дом и его отъезде на фронт, и так далее. Экшн показывают, только начиная с четвёртой серии, и то в небольших количествах. Порадовали
вставки из немой экранизации «Тихого Дона» 1930 года в пятой серии. Первый яркий эпизод с развратной Дарьей показан лишь в шестой серии, и, опять же, человеку, не читавшему книгу, будет непонятно, кто это такая — там даже не упоминается её имя. Измена Аксиньи показана не так подробно, как было описано у Шолохова — насколько я помню, сначала она оттолкнула этого любовничка, а потом приняла его — здесь же сразу отдаётся. В седьмой серии наконец-то происходит
деление казаков на красных и белых, в ходе чего видно
противостояние внутри семей. А в девятой серии нет ничего, кроме как раз отношений красных и белых, притом без экшна, а только с быдло-поведением одного из красных, переживших смерть родных, и разговоров о власти. Ни слова о родственных и любовных отношениях героев. В десятой серии сгладили сцену с солдатским развратом, в котором максимально активно участвовал Григорий, и ладно, не показали сцены оргий из-за 12+, но зачем убрали трогательный эпизод, где Григорий отворачивался от той, с кем лежал, и вспоминал свою Аксинью? А то, что вызвало особенное возмущение — полное отсутствие информации о том, что с собой сделала Наталья, узнав о том, что Григорий снова похаживает к Аксинье — если можно простить отсутствие «кровищи», то хотя бы диалоги о её жутком поступке должны были прозвучать.
Итак, каков конечный результат проекта: визуально, несмотря на принадлежность к рангу телевизионного фильма, данная версия качественнее, нежели все предыдущие; её хронометраж гораздо больше, чем у каждой из старых картин по «Тихому Дону», но для кого-то это плюс, для других наоборот;
полное отсутствие непристойных и жестоких сцен. Уверен, не один я предпочёл бы кинофильм этак на 2,5 часа, к которому после кинопроката выпустили бы расширенную телеверсию из 10 серий (как это было с «Адмиралом»), и рад был бы увидеть визуально более насыщенное зрелище, хотя бы на уровне новых «А зори здесь тихие» (тоже показавших расширенную версию, только из 4 серий). Разумеется, этот результат выше, нежели немое кино 1930 года, снятое с низкими техническими возможностями советского кино тех времён и показавшее 1/10 часть событий романа. Сериал хорош, но по книжному Шедевру хотелось бы видеть экранный Шедевр. Несмотря на все недостатки:
9 из 10