Как прославленного брата, Реки знают Тихий ДонПоначалу, признаюсь, отношения с урсуляковским
«Тихим Доном» у меня не заладились. Причём настолько, что я недоумевал. Сходу окрестив после просмотра первой серии картину «типичным российским кино в худшем понимании этого слова», я вынес приговор: «Это хуже, чем у Бондарчука!», – сказал я сгоряча. Ах, как хорош был «Исаев», сколь безупречна была «Ликвидация»!.. Однако одна моя очень хорошая знакомая и, по совместительству, шолоховедка призвала меня попридержать коней и продолжить просмотр. Увы, то, что в первой серии мне зашло только потасовка
Петро и
Степана Астахова на смотровой дороге, было единственным. Глаза било всё. Новые лица, современный вид знакомых, одухотворённых предшественниками мест... В плюс смог поставить только видную старательность при подходе к делу и бережливый подход.
Без длинных эпитетов, серии вторая и третья мне показались уже лучше. Но вот с серии четвёртой пошло очень даже ничего! Началась война. Как я сказал, «война рулит!»
(но только в кинематографе естественно, будь она проклята!). Отныне я больше не находил в себе непонимания от лицезрения высокой оценки данного произведения. А ведь она, оценка, и взаправду почти вровень с экранизацией Герасимова. Теперь и дальше я только и говорю о том, что
«Тихий Дон» Сергея Урсуляка воистину добротное произведение! И, когда за плечами у Сергея Владимировича уже находились три картины от разных авторов, то его творение было обречено на сравнение с ними. Но, положа руку на сердце, его уместно сравнивать только с Герасимовским, но и этого делать я не хочу. А просто порекомендую для просмотра только два этих «Тихих Дон» без сравнений.
Вот я вскользь упомянул картину автора «Исаев». Как там, так и тут Сергей Владимирович Урсуляк не выделяет ни красных, ни белых, ни
(как в случае уже только с «Тихим Доном») повстанческую армию казаков. Режиссёр скорее просто показывает героев посреди страшных событий, когда страну хрустнули об коленку. В гражданской войне, если разобраться не может быть правды. Это вечный спор. Правы те, кто говорит, что мы и до сих пор расколоты. Гражданская война – это война в которой нет победителя с моральной точки зрения. Проиграли все. Я бы так сказал: сначала Николай Второй довёл страну до смерти, а потом Ленин искурочил её труп. Идея коммунизма – потрясающая утопия. Но гражданская война уже в принципе дала ответ на главный вопрос: что нельзя доводить до гражданской войны! А события 1991 года приговорили эту замечательную утопическую идею, и возвращаться к ней теперь глупо. Проще оставить всё в истории.
Так и Шолохов. Он в своём произведении описывал людей, а не идею. Людей, которые бились сами с собой. Одни навязывали то, чего сами толком ещё не понимали, другие – защищали то, чего уже не было!
Вот так и Урсуляк. Но кроме передачи мысли писателя у режиссёра стояла задача с одной стороны осовременить «Тихий Дон» так, чтобы он был понятен зрителю, с другой стороны, - чтобы не воспринимался так, как мною воспринялась первая серия.
Полина Чернышова, например, говорила, что на момент съёмок посмотрела только на 2/3 версию Герасимова, дабы не копировать Быстрицкую…
Так, ну, коль я пошёл об актёрах, то раз я уже сказал о Чернышовой, то скажу и о другой женщине «Тихого Дона». На мой взгляд, если
Полина Чернышова сыграла больше казачку, чем
Аксинью, то дочка режиссёра
Дарья Урсуляк сыграла больше
Наталью, чем казачку.
Григорий Мелехов поначалу не попал в моё зрительское сердце, но даже в первой серии я начал присматриваться к персонажу. И под конец я скажу так, что Пётр Глебов (герасимовский Григорий Мелехов) конечно хорош, но
Евгений Ткачук то разве нет? Весь спектр книжного Григория отразил на себе Евгений и, кажется, что в чём-то даже превзошёл классика!..
Сергей Маковецкий (
Пантелей Прокофьевич) и
Константин Желдин (
дед Гришака) – это просто звёзды, их-то представлять не нужно. Особенно кстати Константин Желдин понравился. Лучшая
Ильинична это здесь, и это
Людмила Зайцева!..
Петро (
Артур Иванов) и
Дарья (
Анастасия Веденская) мне даже понравились больше, чем книжные их варианты!.. Да я просто всех уже и не смогу тут указать…
Да, кое-где экранизация получилась такая, что можно было ещё кое-чего ожидать. Нет ни Штокмана здесь, ни Бунчука с Анной Погудко. Нет событий эвакуации на пароходах. Нет зачисления в банду, ставящей задачу борьбу с продразвёрсткой... А некоторых персонажей, из тех, что есть, Урсуляк странным образом повыпилил. Не скажу кого, ибо спойлеры… Но так или иначе, это лучший со времён Герасимова «Тихий Дон». И если ставилась задача привлечения молодого зрителя к литературе, то думаю, реализована она была правильно!..
9 из 10