Семейная сага на основе романа ШолоховаПри экранизации масштабного произведения, будь то 'Война и мир', 'Тихий дон' или 'Хождение по мукам', уместить все перипетии сюжета и все значимые образы в ограниченный объем экранного времени невозможно (вариант сериала на пару сотен серий не рассматриваем - киношники не потянут, зрители не оценят). И режиссер неизбежно оказывается перед выбором - что выбрасывать, а что оставлять.
Герасимов полвека назад и Урсуляк в наши дни выбрали разные ответы на этот вопрос. Разные, но на мой взгляд, равно удачные.
Герасимов сконцентрировался на истории, акцентируя внимание на ключевых исторических эпизодах. Корниловский мятеж и Новороссийская эвакуация, эпизодические появления союзников и великих князей, агитаторы эсдеков и бело-зеленые. Картина событий гражданской войны получилась целостной и яркой, но при этом история донского казачества стала всего лишь одной из нитей этого гобелена.
Урсуляк зашел с другой стороны - он сосредоточился на образах отдельных людей, причем очень ограниченного круга людей - семейства Мелеховых, да в какой-то мере их ближайших родственников и соседей (Астаховы, Коршуновы, Кошевые). Остальные персонажи либо безжалостно выкинуты из сюжета (Штокман), либо выведены на периферию фильма (Котляров). Зато в результате каждому из персонажей досталось на порядок больше экранного времени, чем в экранизации Герасимова, персонажи получились яркими, живыми, многогранными. Им можно сочувствовать, их можно осуждать, но трудно остаться равнодушным. И Гражданская война, отразившаяся в судьбах жителей хутора Татарского, воспринимается не отстраненно, как исторический факт, а как жуткая и не столь уж далекая по историческим масштабам катастрофа...
Прекрасно понимаю, что каким-то зрителям придется по душе подход Герасимова и не по душе подход Урсуляка, а каким-то совсем наоборот. Но то, что оба они перенесли роман Шолохова на экран, блестяще раскрыв одну из граней романа (ценой потери в раскрытии других граней, но что уж тут делать?) - безусловно.