«Тихий Дон»Досмотрела сериал, хочу поделиться впечатлениями. На мой взгляд, экранизация в целом получилась очень и очень неплохой. Неточности и отступления от первоисточника есть (хотя где их нет?), но они не раздражают.
Григорий — Евгений Ткачук. Честно говоря, я себе этого героя представляла совсем другим. У Шолохова внешность Гришки описана очень ярко, так и стоит перед глазами образ смуглого черноглазого парня, красивого диковатой турецкой красотой. Впрочем, я никого из современных актеров не вижу в роли Мелехова, возможно, режиссеру стоило поискать подходящий типаж в провинциальных театрах или даже съездить в страны ближнего зарубежья. Играет Ткачук довольно неровно — в одних эпизодах он мне совсем не нравился, в других, наоборот, был очень убедителен. Но ближе к середине фильма актер настолько вжился в роль, что я уже перестала обращать внимание на внешнее несоответствие. На мой взгляд, Ткачук замечательно показал взросление Гришки, его превращение из легкомысленного веселого парня во взрослого мужчину, который прошел через всю мясорубку гражданской войны.
Аксинья — Полина Чернышова. На данный момент это моя любимая Аксинья. Кстати, на промо-кадрах она мне не особенно понравилась, но когда я увидела ее на экране, то сразу подумала — какое же интересное и запоминающееся лицо. Полина совсем не похожа на сериальных актрис, есть в ней что-то особенное, «из той эпохи» — вот словно со старинной фотографии сошла. Ее красота не броская, а очень светлая и акварельная — темно-русые волосы, глубокие голубые глаза, белая кожа. Играет актриса просто и естественно, я в ее искренности ни разу не усомнилась. В этой Аксинье женственность сочетается с упрямым и отчаянным характером, а некая подростковая грубоватость и резкость — с трогательностью и нежностью. Образ раскрылся полностью, и хотя предыстория героини осталась за скобками, я смогла поверить в ее прошлое и в ту страшную трагедию, которую она пережила. Но, конечно, каноничная Аксинья должна быть более яркой, живой, темпераментной, а Чернышовой как раз этой яркости и не хватает, к тому же в некоторых сложных эмоциональных сценах молодая актриса недотягивала до нужного уровня.
Маковецкий в роли Пантелея Прокофьевича меня совсем не впечатлил. По книге это был жестокий и властный человек, которого даже несколько побаивались домашние, в фильме мы видим совершенно безобидного и даже несколько смешного старичка — образ получился уж чересчур комичным, это не Пантелей Прокофьевич, а скорее дед Щукарь. Ильинична (Людмила Зайцева) очень понравилась, достойная актерская работа, хотя мне все-таки ближе игра А. Филипповой в старом фильме. Дуняшка из стройной черноглазой красавицы в фильме превратилась в несуразного белобрысого подростка (интересно, что волосы у актрисы от природы темные, ей их специально для роли осветлили — вот лично мне непонятно, чем руководствовался режиссер). Однако ближе ко второй половине сериала я привыкла и к этой героине, играет Лумпова вполне достойно, и ее трактовка образа Дуняши тоже очень интересна. Петро вполне каноничен и хорош — веселый, обаятельный, несколько дурашливый.
Отдельной похвалы заслуживает Дарья (Анастасия Веденская) — это просто попадание в десятку. Дарья в этом фильме получилась яркой, жизнелюбивой, дерзкой, хитрой и по-своему несчастной. Ее беспечная игривость не переходит в грубость или вульгарность, и образ в целом получился очень привлекательным.
Хороша и Наталья (Д. Урсуляк). Играет девушка весьма достойно; знаю, что многим не понравилась внешность Натальи, но мне эта героиня показалась очень миловидной. Скромная трудолюбивая девушка, верная жена и любящая мать — именно такой и должна быть шолоховская Наталья.
Отступления от первоисточника есть, из экранизации убрали линию Штокмана, не показали события в Петрограде, Бунчук стал эпизодическим персонажем, Анны Погудко нет вообще.
Ну, а в целом я оцениваю этот сериал на
6,5 из 10
Впрочем, у каждой из четырех экранизаций ТД есть свои плюсы и минусы, наверное, через n-ое количество лет мы увидим и пятую версию…