alert(Из просмотренных за последнее время современных сериалов, самый необычный, но и в тоже время неоднозначный. Проект из тех, который не терпит невнимательного просмотра, которым нас избаловали многие модерновые продукты стримингового ТВ. В течение всех четырёх сезонов создатели катают нас по американским горкам от очень интересного и запутанного сюжета, до 'уныло' и 'хочу выключить'. Однако, не спешите выключать. Сериал наполнен кучей отсылок, нетривиальным сюжетом и безусловно прекрасной операторской работой. Пройдусь по каждому пункту далее в двух строках.
Отсылок и правда много. Фанаты Фарго оценят последний сезон: от манеры съёмок до стиля повествования. Затяжные сцены с демонстрацией хладнокровной жестокости, которые пугают, но заставляют жадно глотать серию за серией с ироничной ухмылкой на лице. А сколько сюрреализма в этих сериях... Помимо этого вообще много аллюзий на другие проекты братьев Коэн. Здесь прослеживается внимание к деталям в вопросах изображения антагонистов и педантичное прописывание сюжетных арок даже второстепенных киллеров, что очень роднит этот сериал с теми же 'Старикам тут не место', 'Большой Лебовски', 'После прочтения сжечь' и так далее. Достаточно много пересечений с Декстером. Главный герой одержим справедливостью, утоляет свой голод борьбой с маргинальными элементами, используя не менее маргинальные методы, ну и также коллекционирует сувениры после каждого акта возмездия (речь про CD коллекцию под шкафом). И даже здесь можно найти элементы эмпатии к творчеству Тарантино, в частности 'Убить Билла', на примере демонстрации кровавых сцен под бодрую, но очень знаковую музыку. Одним словом, режиссёр Эсмеил любит заигрывать на несопоставимостях видео и аудиоряда. Внимательный зритель найдёт гораздо больше отсылок, но не буду о них писать, так как то, что указал выше, вполне пойдёт как аперитив к прекрасному вечернему просмотру.
А что же с сюжетом? Создатели ломают 4-ую стену — это становится понятно уже в первых сериях. Пусть главный герой и социопат, но клише, которые присущи при изображении айтишников, минимальны и не сильно режут глаз. Но нетривиальность сюжета здесь оказывается и плюсом, и минусом. Дело в том, что от сериала мы ожидаем некой линейности, последовательности при просмотре каждой следующей серии. Она (последовательность) тут как бы и есть, но мы перепрыгиваем из одного сюжетного повествования в другое столь неявно, что вначале это и интересно, и необычно, однако потом порождает серьёзный баг — нам становиться просто неинтересно наблюдать за той линией, которую совсем недавно так внезапно оборвали. Одним словом, прыжки утомляют и накапливают безразличие внутри, наряду с тем, что частенько наблюдается умышленное затягивание хронометража. Кстати в 4-м сезоне, особенно в конце, этой проблемы нет. Почему? Всё просто, так как сериал хотели продлить в таком же темпе на 5-ый, но пришли к выводу, что так нельзя и ограничились лишь 4-м, но из 13 эпизодов. Кстати, если бы такая динамика, пусть даже с небольшими паузами, была бы в течение всего сериала, то его можно было бы умести в 2 сезона, но зато КАКИХ!
Операторская работа. Не буду описывать все моменты, но расскажу про те, что оказались незаезженными. Как же круто оператор ставит диалоги! В классическом кино мы привыкли, что актёры смотрят внутрь кадра, если оператор их не показывает вместе. Но только не тут. Тут композиция построена принципиально наоборот: персонаж направляет свой взор как бы на внешние границы. Приведу пример. Главный герой, ведя диалог с другим персонажем, смотрит вправо, но оператор компонует так, что львиная часть свободного пространства наоборот слева. С его оппонентом ситуация ровно наоборот: он смотрит влево, а справа очень много свободного пространства. Для чего это? Не рискну утверждать наверняка по поводу истинного смысла данного приёма, но мне показалось, что это сделано из-за соображений показать причастность персонажей к виртуальному миру, они как бы смотрят за рамки происходящего, и даже в диалогах друг с другом нам показывают их отстранённость от offline жизни. Они смотрят на то, что скрыто от непосвящённого взора обывателя, как раз, если мы говорим о хакерах, топ-менеджерах и знаковых политических деятелях, которые имеют права доступа 777 ко всему сущему в мире, если вы понимаете о чём я.
Могу ли я рекомендовать данный сериал? А вот не смогу точно ответить. Но одно заявить можно точно, если хотите лайтового просмотра после трудовых будней — нет, если хотите вдумчивого и осмысленного просмотра, нового 'икспириенса' — да. Сериал необычен — это можно сказать наверняка, а это не малый повод с ним ознакомиться.