«Мистер Робот», бесспорно, один из величайших сериалов не только прошлого десятилетия, но и в истории американского тв. И величие этого проекта кроется в драматургическом гении создателя- Сэма Эсмейла, умудрившегося с особой авторской скрупулезностью выстроить маленькую большую киновселенную, главные герои которой за четыре потрясающих сезона совершили головокружительные одиссеи, завершившиеся филигранно высеченным пронзительным финалом, последние секунды которого отсылают к шедевральным кадрам легендарного творения Стэнли Кубрика. Сериалов, вовремя и идеально завершившихся, можно пересчитать по пальцам: большая их часть выдаивалась продюсерами, гонящимися за высокими рейтингами, досуха или становилась жертвой удачно придуманного концепта, сводящегося лишь к эффектному зачину и интригующему повествованию, но вмиг загубленного полнейшей творческой импотенцией создателей относительно финальных аккордов.
У Эсмейла же вся событийная палитра от первого и до последнего кадра выстроилась в голове уже 15 лент назад, когда сценарист изначально задумал свою историю в виде полнометражника, а затем переработал и расширил до полноценного сериала. Редко какой проект на тв может похвастаться столь детально выписанным повествованием, где хаотично разбросанные по эпизодам событийные элементы в конечном счете складываются в занимательный пазл, под залп чеховский ружей, аккуратно развешанных во времени и пространстве сей истории.
Детище Эсмейла произрастает из идей одной культовой книги и ее не менее культовой голливудской экранизации, но сценарист и режиссер практически всех эпизодов идет дальше, расширяя и углубляя наработки предшественников, с каждым новым сезоном собирая все более причудливое фабульное оригами, ошарашивая изобретательными твистами и кардинально меняя эмоциональный вектор повествования. То, что изначально прикидывается производственной драмой из жизни хакеров и безжалостных корпораций, режущей слух неподготовленного зрителя обескураживающим волапюком, постепенно трансформируется в душераздирающую семейную и межличностную драму, говорящую со зрителем вполне понятным языком- с трагическим накалом шекспировского масштаба. Остросоциальное густо замешано с интимным и психологическим, выливаясь в феерические ментальные шарады.
Но самое удивительное, что мы буквально становимся непосредственными, пускай и пассивными, участниками разворачивающихся событий: нам уготована роль молчаливого наблюдателя, с кем ведет задушевные беседы главный герой, ломая четвертую стену. Мы и есть Эллиот, пусть этого и не осознаем большую часть времени, но наше участие уже прописано хитрецом Эсмейлом с самых первых секунд.
«Мистер Робот» помимо отлаженного сценарно-нарративного механизма еще и потрясающе снят. Построение кадра от оператора Тода Кэпбелла, из-за чего он боялся, что его уволят после первой серии, уже вошло в анналы кинематографа и разошлось на визуальное цитирование во множестве проектов. Отдельного упоминания стоят постановочные игрища Эсмейла, когда один из эпизодов выстроен в стиле ситкомов 80-х, одна из самых адреналиновых саспенс-серий снята вообще без слов (ну, если не считать собственные фоновые волнительные возгласы и завывания), а самая эмоциональная и ключевая для всего сериала серия подана в виде театральной постановки, поделенной на пять актов и разыгранной в декорациях одной квартиры и под мелодику классических сценических эффектов.
Да, «Мистер Робот» настолько увлекательный, мастерски продуманный, выстроенный и первоклассно разыгранный (Кристиан Слэйтер получил второе дыхание, Рами Малек блистательно отыграл роль социофобного хакера-гения, Б.Д. Вонг сногсшибателен в образе Белой Розы- и это лишь мизерная часть потрясающего каста) сериал, со множеством культурологических оммажей и компьютерных отсылок для своих, что от него просто не возможно оторваться, покуда сей приятно изнуряющий бинджвотчинг не завершается филигранно вылепленным катарсическим финалом. Исцеляющим, проникновенным и утопически успокаивающим…
Вердикт: Кулик в восторге от этого болота!