4-й и последний: «Прощай, малыш»!За сутки посмотрел финальный 4-й сезон сериала «
Мистер Робот» и по этому поводу хочется сказать несколько слов...
Для меня этот проект является образцом авторской смелости его создателя –
Сэма Эсмэйла. Прежде всего потому, что он сконструировал и предложил зрителю историю, в центре которой – психически нестабильный интроверт-социопат, пусть и лишенный харизмы
Фрэнка Андервуда (впрочем, как и его пороков), но действующий не менее спорными с этической точки зрения методами. Из сезона в сезон автор всё более усложнял сюжетную конструкцию сразу по нескольким осям. Расширяя конспирологический масштаб событий, он параллельно углублялся в шаткий внутренний мир героя (сделавшего звездой
Рами Малека – актёра с нестандартной внешностью и харизмой то ли «маленького человека», то ли «большого злодея»). При этом он, как настоящий демиург, умело водил зрителя за нос: начиная с самого 1-го сезона, ненавязчиво вплетал в ткань повествования подсказки, щедро подпитывающие пытливый ум фанатов, которые в финале сезона 4-го сложились – кирпичик за кирпичиком – в сложную, но впечатляющую конструкцию, что позволило по-новому взглянуть на масштабность изначального замысла.
Более того,
Сэм Эсмэйл, являясь бессменным режиссёром всех 45-ти эпизодов сериала, продемонстрировал глубочайшие познания и любовь к кинематографу. Он смело экспериментировал с формой и ритмом, меняя их не просто в отдельных сценах, но создавая поистине уникальные серии – от динамичных (будь то однокадровый блокбастер в здании «E Corp» или полностью немая серия со взломом «Virtual Realty») до камерно-диалоговых, в стиле, к примеру,
Квентина Тарантино (да ещё и в формате 1:2.35). Ну а когда в 6-й серии 2-го сезона появился
Альф (да не просто появился – первые 10 минут сами по себе решены как ситком 90-х с соотношением сторон 4:3), я лично радовался, как ребёнок (которым я и был, когда смотрел по телевизору приключения инопланетного любителя котят).
В итоге, «
Мистер Робот» стал для меня не просто интригующим, динамичным триллером о борьбе хакерской группировки с теневой мировой экономикой, за которым, к тому же, скрывается мрачное исследование психологических травм современных миллениалов, но и масштабным кинематографическим экспериментом – смелым, говорящим на современном языке, но впитавшим в себя все наработки большого и малого экранов!
Отдельно хочется подчеркнуть смелость продюсеров шоу. Нужно обладать невероятной творческой интуицией, чтобы позволить автору создать столь сложное, с точки зрения сюжета, визуального и кенематографического языка, произведение. Но ещё ценнее, на мой взгляд, продюсерская мудрость людей, поддержавших автора в его желании завершить историю на взлёте зрительской любви и интереса.
В истории стриминговых платформ не так уж много сериалов, авторы которых способны поднимать и удерживать планку качества в течение всех сезонов. Ещё меньше в ней продюсеров, способных вовремя качественно завершить историю, удержавшись от соблазна сиквелизации до «последнего доллара». Таким был
Стивен Содерберг и его «
Больница Некербокер» (создавший всего-то 2 сезона, зато каких!). Ну что же, теперь имеем +1.