Старший умный был детина, средний был и так и сяк, ну а младший был Люк КейджПереигровка в заголовке рецензии строчки из известной детской сказки как нельзя лучше описывает эволюцию нетфликсовской супергеройской серии. Давайте начистоту — «Сорвиголова» был неподражаем. С удивительной хореографией боевых сцен, напряжённым сюжетом и отличным актёрским составом сериал давал сто очков вперёд любой из существующих экранизаций комиксов на малых экранах. К моменту своего выхода «Сорвиголова» имел множество конкурентов, а сериальный рынок уже был переполнен супергероикой. Мэтт Мёрдок ворвался в эту тесную нишу словно метеор и поразил всех. Наповал.
Далее в течение одного года нас ожидало интересное событие — парад нетфликсовских планет (дебют «Джессики Джонс», второй сезон Сорвиголовы и премьера «Люка Кейджа», именно в таком порядке), который давал отличную возможность сравнить три сериала, что называется, по горячим следам и свежей памяти. После красной феерии сказать о существовании завышенных ожиданий к новичкам, это не сказать ничего. «Джессика Джонс» попыталась с большими усилиями имитировать серьёзный и драматичный нео-нуар, не оглядываясь на своего предшественника (а в будущем ещё и коллегу) и стремясь отыскать свой собственный стиль. А зря, потому что стиль получился крайне невзрачным, сюжет напоминал тягучую и надоедливую жвачку, а бутылка в руках Джессики мелькала непростительно часто. При этом сериал практически растерял все преимущества «Сорвиголовы», включая жестокость, мрачную брутальность, а также ту самую великолепную боевую хореографию, и стал более.. детским, если позволите. Конечно, это всё в сравнении с Мэттом Мёрдоком и вследствие завышенных ожиданий. В отрыве от него ситуация для Джессики была бы несколько лучше, но это уже фантазии из области истории и сослагательного наклонения.
Впрочем, «Джессика Джонс» для нас интересна в связи с другим событием. Именно здесь впервые нам был представлен главный протагонист грядущего «Люка Кейджа» — Люк Кейдж. И, ей-богу, он был ужасен. Просто отвратителен. Люк оказался абсолютно скучным и непривлекательным персонажем, а мысли о его будущем сольнике с таким-то образом казались просто безумием. Тем временем «Сорвиголова» выстрелил со вторым сезоном, удержав собственноручно задранную планку. Просто невероятно, как три части одной вселенной могут оказаться такими разными по качеству и атмосфере, потому что, если «Сорвиголову мы условно именуем как шедевр, а «Джессику Джонс» как проходняк, то «Люк Кейдж» заслуживает почётного звания «мусор».
Первые серии «Люка» даже внушали некоторый оптимизм и были недурны. Герой выглядел не таким унылым и скучным как в своём бэк-доре. Но затем нам показали серию с его предысторией, и оказалось, что он ещё более унылый и скучный персонаж, чем можно было подумать. К этому моменту и изначально бодрый сюжет уже начал распадаться на странные и не очень интересные куски. Не спасло сериал и появление Розарио Доусон в роли уже знакомой зрителям Клэр Тэмпл. Вообще, Клэр — весьма интересный персонаж, и её здесь довольно много (в отличие от эпизодических ролей в тех же «Джессике» и «Сорвиголове»), но, come on, она явно попала не в ту компанию. Наблюдать её совместные сцены с Мэттом было одно удовольствие, а вот как женскую партию в «Люке» — даже неприятно, а в конце сезона — особенно неприятно.
Кто сказал, что если сериал про чёрного парня, он должен быть на 95% заполнен темнокожими актёрами? Видимо, толерантность, и если вас это смущает, то расслабьтесь, это была шутка — сериал заполнен темнокожими актёрами на 97%. Чёрный район, подобие диаспор и кланов, надлежащая атмосфера для атмосферности — это всё понятно, но, ребята, неужели нельзя добавить немного сахара в этот кофе? По картинке складывается впечатление, что Нью-Йорк практически полностью заселён афроамериканцами, а белые люди в городе — что-то вроде вымирающего вида. Визуально это выглядит так, как если бы вы заменили все слова «Blue» в известной одноимённой песне группы «Eiffel 65» на «Black» и посмотрели, что из этого получится. Или это уже было у «The Rolling Stones»?
Но, разумеется, сериал был бы интересен и со 100% темнокожим актёрским составом, если бы в нём присутствовал внятный сюжет. Здесь же он попросту скучный. Скучна ключевая сюжетная нить, скучна предыстория Люка, скучен сам Люк. Крайне любопытная ситуация складывается со злодеями. Их здесь много, центральный выделяется ближе к концу сезона. И он, угадайте что? Скучный. Нецентральные злодеи оказались всё же более интересными (особенно бывший сотюремник Люка Шейдс в исполнении Тео Росси), но им уделяется либо не так много времени, либо не такая значимая роль, какой хотелось бы. Вместо этого нам предлагают понаблюдать за «драматичным» антагонизмом Кейджа и Уиллиса «Гремучника» Страйкера, уходящим корнями в прошлое персонажей и, судя по всему, в одну из двух тысяч серий «Санта Барбары», настолько он притянутый за уши и наивный.
Плюсы у сериала всё же есть. Отличный саундтрек, первые серии, несколько неожиданных жестоких (или нет, лучше так — неожиданно-жестоких) брутальных сцен, отдалённо напоминающие худшие эпизоды «Сорвиголовы», и Розари Доусон, если представить, что Майка Колтера рядом нет. Тем не менее этого мало, и особенно это удручает в преддверии выхода кроссоверных «Защитников», среди которых пока привлекательно выглядит только Мэтт Мёрдок. Остаётся надеяться на Финна Джонса и «Железного кулака», благо от завышенных ожиданий стараниями Люка и Джессики они избавлены, ну и молиться за здравие и ясный ум создателей будущего «Карателя» с Джоном Бернталом, хотя уже и вне контекста кроссовера.
4 из 10