Гигантские евреи размножались«Aferim» ("Браво») румынского режиссера Раду Жуде, получивший приз за лучшую режиссуру на Берлинском международном кинофестивале, — разумеется никакой не наследник румынской новой волны, ни Кустурицы, ни даже германовской притчи «Трудно быть богом», а уж тем более здесь мало вестерна. Самое главное, это фильм не о XIX веке, не о поисках беглого цыгана, а о веке XXI-м.
«Aferim» — это фильм-насмешка над политкорректной Европой, перекликающийся в первую очередь с «Боратом», тем более, и то, и иной есть вариация на тему роуд-муви.
Весь фильм мы слышим подобные рассуждания:
«Гигантские евреи размножались, но с каждым разом становились все меньше. Теперь это нынешние евреи. Вот, почему евреи терпеть не могут людей, христиан. Вот, почему, они убили, Господа нашего, Иисуса Христа…
- Лучше еврей без бороды чем борода без еврея. А что они делают в Молдове? Евреи по всей Молдове катаются в свой экипаж -
- но в этом ничего плохого нет -
- но в экипажах православные христиане. -
- Не верю, отче — Так поступали москали с нашими крестьянами. В войну 1827 года генерал Желтухин заставлял их тащить телеги.
Каждое племя существует на Земле для чего-то.
Евреи — для мошенничества
Турки — для проклятий
Мы, румыны, — для любви и чести и христианского мученичества
И у каждого народа есть свои привычки.
Евреи — много читают.
Греки — много говорят.
У Турок — много жен.
Немцы — много курят.
Венгры — много едят.
Москали — много поют и пьют.
Англичане — много думают.
Французы — очень следят за модой.
Армяне — много бездельничают.
У черкесов — много шнурков на одежде.
Итальянцы — едят много пончиков.
Сербы много мелят,
А цыганей много бьют. Цыгане должны быть рабами потому, что их проклял Ной».
И так далее, и тому подобное.
Получился просто какой-то триумф расизма, национализма, мизогинии, православия, гомофобии, целомудрия, мракобесия, клерикализма, антисемитизма и деспотии над либерализмом и политкорректностью. Еще одна параллель: «Дон Кихот» Сервантеса. Но если рыцарь печального образа желал защищать униженных и оскорблённых, то Теодор Кобра и Ионийца, гнобят бедных, обманывают беззащитных, убегают при первой опасности, не имеют сострадания и служат самому сатане.
Раду Жуде, надев маску самой невинности, делает фильм о временах незапамятных и поэтому получает индульгенцию. Он крутит дули в лицо леволиберальному Берлину, а взятки с него гладки.
Самое смешное, что Жуде издевается над Лотяну, Петровичем, Кустурицей и Будулаем. Кинематограф 20 века воспел цыган как вороватых, но свободолюбивых пилигримах пыльных дорог, а Жуде изображает цыган как скот, подневольных, жалких рабов, целующих руку самому последнему начальнику, которые тычет им кулаком в морду.
Венцом фильма стала страшная кровавая сцена, которая поразит ваше воображение.
9 из 10