«Реформа образования»Прежде всего, я считаю необходимым ответить на очевидный вопрос: что именно заставило меня посмотреть очередной сериал на ТНТ? Поразительное количество рекламы в Москве: от автобусных остановок и биллбордов до аудио на эскалаторах метро. Впрочем, привлечь моё внимание всё равно смогла исключительно сама Александра Бортич. Она понравилась мне как в сериале «Полицейский с Рублёвки», так и на фотографиях с её обнажённой поездки по Москве на лошади.
Эпизоды с первого по шестой я посмотрел за три дня и не без удивления осознал, что если первый оставил исключительно тошнотворный осадок, то последующие мне местами даже понравились. В отличие от большинства комедийных проектов на российском телевидении, здесь достаточно много интересных отсылок и креативных идей: от одной из моих любимых игр «Truth or dare?» до обсуждения Берроуза и чтения Есенина. Отлично реализованная с т. з. сюжета отсылка к «The Big Bang Theory» — это неожиданно круто, равно как и отсутствие явной цензуры — шутки про Гитлера и евреев вполне допустимы для ключевых персонажей. Примечания к сериям могут показаться кому-то оскорбительными, уже предвижу массу «интеллектуальных» шуток по этому поводу, но если Шекспира действительно стыдно не знать, то творчество Катулла прошло как-то мимо меня, так что, почему бы и не узнать о нём из комедийного сериала?..
В противовес креативности стоят сугубо технические ошибки. Во-первых, я никогда не понимал, зачем цензурировать обсценную лексику — если этот сериал снят для ТНТ, а политика ТНТ не позволяет ругаться с экрана матом — ну, так вырежьте его на стадии редактирования диалогов, а не на стадии показа. Во-вторых, неприятным сюрпризом оказалась песня «Hey Girl» группы The Bumps — у неё нулевая ритмика и достаточно унылый мотив, а вставляют её не только в проматываемое intro, но и в каждый перерыв между сюжетными сценами. Ну, и ориентация на целевую аудиторию сериала «Реальные пацаны», к сожалению, заметна. Оба нейтральных мужских персонажа (Алексей Литвиненко в роли Бори и Михаил Тройник в роли Славы), которые могли бы не вызывать раздражения, явно таргетируются на достаточно маргинальную аудиторию, что добавляет негативных эмоций от просмотра. Последнее может быть субъективной претензией, но, на мой взгляд, у сериалов «Филфак» и «Реальные пацаны» всё же должна быть разная целевая аудитория.
Основная моя претензия, впрочем, не к общему культурному уровню, а к троице ключевых мужских персонажей. Наибольшее отвращение, разумеется, вызывает Женя. Алексей Золотовицкий внешне безупречно подходит на роль пикапера-неудачника; к сожалению, это один из самых раздражающих меня образов. Если вам не захочется пристрелить его после первой же т. н. шутки про значения слова «введение», то… ничего страшного, уже на пятой минуте в кадре будут болтаться его огромные соски; настоятельно не рекомендую начинать просмотр за едой, к слову. Впрочем, его персонаж хотя бы достоин высмеивания. Василий Поспелов (Бабин) — просто очередное унижение геймеров на экране. Come on, ну что за стереотипы каменного века?! Я понимаю, что гопникам это может казаться смешным, но абсолютное большинство молодёжи в наши дни, как минимум, знакомо с компьютерными играми. Про главного героя (Денис Парамонов в роли Миши) и его женский аналог (Полина Пушкарук в роли Нади) мне пока сказать нечего, т. к. они крайне невыразительны и унылы.
С негативом и причинами, по которым я не рискну кому-либо рекомендовать просмотр данного проекта, разобрались. Перейдём к тому, почему я не забросил его после этих шести эпизодов, а планирую продолжить просмотр. Во-первых, Александра Бортич в роли Лены — да, она мне нравится и напоминает некоторых подруг, но это не главное её достоинства. Значительно важнее тот факт, что её персонаж достаточно адекватен, реалистичен и весьма неплохо шутит, да и её подруга Вероника в паре сцен достаточно забавная. Второй персонаж, спасающий сериал от акцента на гопниках — Гудков. Ефим Шифрин достаточно неплохой комик, признаться, не ожидал увидеть его на ТНТ, а по сюжету его персонаж выезжает на стёбе и отношениях с бывшей студенткой. Собственно, Виолетта Давыдовская в роли Веры — третий и последний интересный для меня персонаж. Она хорошо дополняет актёрский состав и имеет множество вариантов развития для сюжета.
Эпизоды с седьмого по десятый оставили после себя скорее положительные впечатления. В принципе, недостатки, описанные выше, никуда не исчезли, но я не разделяю претензий к сюжету и, якобы, плагиату с «The Big Bang Theory». В данных проектах, я согласен, есть несколько общих моментов, но персонажи и сюжет отличаются достаточно принципиально, дабы уверенно утверждать, что это не плагиат. Опуская тематику СПИД, только за эти четыре серии была интересная идея с вождением такси (могли бы адаптировать её под Uber или т. п. для актуальности, но аналогов я сходу назвать не могу) и отличная сюжетная отсылка к творчеству моего любимого Banksy. Практически сразу после прочтения «Wall and Piece», за второе я был готов аплодировать. Само собой, есть и неудачные моменты, например, задуманное преображение Нади, которое должно было кого-то впечатлить — полный провал, на мой взгляд; но их всё же меньше.
Последние десять эпизодов я досматривал уже на быстрой перемотке, т. к. вместо лёгкого и позитивного финала, прямо вытекающего из пятнадцатого эпизода, за который я мог бы поставить даже и минимальную положительную оценку, сериал превратили в унылую мелодраму. Понимаете, можно вытерпеть от Лены монолог о сексе после свадьбы и вреде ночных клубов (оный является невыносимым facepalm’ом на контрасте с самим персонажем, но всё же) или гомосексуальные шутки про армию (вообще, я так и не смог найти закон, согласно которому гомосексуалисты у нас, якобы, не служат). Более того, ближе к концу сериал даже перестал вызывать у меня позывы к рвоте пару раз за эпизод, а персонажи перестали раздражать, как только им разрешили просто играть образ, вместо постоянного утрирования, пошлости или глупости.
Проблема в том, что после прекрасного пятнадцатого эпизода, который я считаю лучшим за весь сезон, сценаристы на пустом месте добавили новых персонажей и начали разводить мыльную оперу. Это не то, чтобы стало как-то пошло, глупо, мерзко или противно, словно соски Жени в первой серии — нет, но пропало большинство удачных шуток, а сюжет… серьёзно, ну кому здесь сюжет-то был интересен?! Отдельно хочу отметить обилие упущенных возможностей. Я не специалист, мне сложно сказать, как именно стоило адаптировать сценарий и под какую конкретно аудиторию, но могу сказать точно: если в сериале «Филфак» главные герои читают стихи проституткам и при этом не вспоминают культовое «Да! Теперь — решено. Без возврата…» — это априори провал.
5 из 10