Не могу сказать, что это один из самых удачных представителей криминально-судебного жанра (если такой жанр вообще существует). Главным, на мой взгляд, плюсом является картинка. В стодвадцатьтретий раз повторю, что не могу избавиться от чувства зависти и недоумения — почему наши кинематографисты, если не могут придумать ничего оригинального, не перенимают опыт западных операторов? Неужели трудно заполнить и выстроить многоплановый кадр, неужели техника управлением дронами так сложна, что от земли страшно оторваться? В «Голиафе» изображение красиво и объёмно, и одно это оправдывает потраченное на сериал время. Глаза тоже надо радовать красотой. Не Фарго, конечно, но очень профессионально и привлекательно. Что касается сюжета, то родственных по духу сериалов и фильмов наштамповано сотни — маргинальный адвокат/следователь вступает в противоборство с мощной системой и, бывает, побеждает, а, бывает, и проигрывает. Вот и в «Голиафе» некогда блестящий (поверим авторам на слово) адвокат Билли потягивает виски в баре, в паузах между состояниями полного опьянения перебиваясь случайными делишками. Это питейное заведение стало для него и офисом, и вторым домом. А, может, и первым, потому что собственного дома у него нет, а задрипанный отель таковым назвать можно только условно. И вот однажды ему предлагают заняться странным и туманным делом — мнимым самоубийством сотрудника крупной компании, занимающейся разработкой вооружений. Ситуация приобретает пикантность из-за того, что в юридической сфере защищает интересы этой компании адвокатская фирма, одним из основателей которой был Билли и чья фамилия до сих пор украшает её название. Битва Давида, он же Билли, и Голиафа началась.
Атмосферу сериала проще будет охарактеризовать кратко — в главной роли снялся Билли Боб Торнтон, а это означает, что будет неторопливое развитие сюжета с многозначительным молчанием героя и с его столь же многозначительными и неспешными передвижениями. У меня, во всяком случае, такое подспудное впечатление от фильмов Б. Б. Торнтона. Даже уже упоминаемый сериал Фарго не разрушил сложившийся у меня стереотип. Так получилось, что большинство остальных запоминающихся персонажей в сериале отданы представителям женского пола. Их роли, в отличие от мужских, получились живыми и яркими, а характеры прописанными и запоминающимися. Главный же антагонист и враг Билла, словно волшебник Изумрудного города замкнувший сам себя в тёмное помещение и доступный для прямых контактов только особо приближённым людям, производит не зловещее, а, скорее, странное впечатление.
В криминально-судебных фильмах суд с участием присяжных обычно становится апофеозом, здесь сводятся воедино все предшествующие сюжетные линии, процесс расставляет последние точки в предложениях. Неудачная реализация может погубить весь накал кипевших до сей поры страстей. В «Голиафе» действие в зале суда мне не понравилось. Помню дуэль сторон защиты и обвинения в одном из сезонов «Убийства на пляже» (Broadchurch) и с сожалением констатирую, что англичане оказались гораздо убедительнее в демонстрации методов манипулирования умами присяжных. В «Голиафе» же получилось как-то скомканно, отрывочно, недоразвито. Хотя аргументы защиты очень показательны — крупные корпорации, мол, являются донорами бюджета и дают рабочие места тысячам американцев, оружие, которое производит подзащитная корпорация, используется для борьбы с терроризмом, и вообще, она действует на основе американских ценностей и защищает их, потому что в основе этих ценностей лежит правда. Весь спекулятивный пафос выступления в защиту правды основан на лжи, но таков закон игры — главное победа, для которой хороши все средства.
Не хочу раскрывать тайн финала, скажу только, что он не вышел за рамки голливудской традиции. Слабым сериал назвать не могу, он достаточно хорош и ладно скроен, но прорывом не стал, поэтому оставлю его на уровне просто хороших сериалов в своём жанре.