Дайте этому фильму Оскар! А потом заберите.Когда устал на нелюбимой работе, простоял несколько часов в душной пробке, вернулся домой и включил фильм в мягкой постели - это и есть “Ла-Ла Ленд”. Название этого фильма является устойчивым выражением, означающем страну грёз и мечтаний, полную красок, музыки и любви.
С первого же кадра фильм заявляет о мастерстве режиссера, оператора и композитора. “Ла-Ла Ленд” открывается сценой в пробке под ярким солнцем Лос-Анджелеса. Однако, как подобает мюзиклу, начинает петь один заскучавший герой - и вот уже поют десятки. Персонажи забираются на крыши авто и танцуют, из грузовика выпрыгивают музыканты и подхватывают мелодию. Вовлеченных так много, что масштаб поражает рассудок. И все это, конечно, снято одним кадром.
Режиссёр фильма Дэмьен Шазелл, как мы знаем, без ума от музыки. Как и в его первом фильме «Одержимость» история движется за счёт музыкальной составляющей. В фильме не так много диалогов, ведь зачем говорить, когда можно петь и играть? Миа замечает игру Себа в ресторане и на вечеринке, так они знакомятся. Их общение строится на обоюдном подкалывании. Но как бы сказал Стивен Фрай: «she is not flirting, but she is not not flirting”. Любовное напряжение между героями чувствуется благодаря актерской игре. И даже через грубые шуточки зритель замечает симпатию Эммы Стоун и Райана Гослинга. Оба актера потрясающе справляются со своей задачей - громадный опыт в комедиях даёт о себе знать. Зритель веселится и радуется за героев. Эмму Стоун и Райана Гослинга нельзя назвать профессиональными вокалистами, Голос Эммы скрипит и дрожит, она еле произносит слова. Гослинг поёт довольно гнусаво. Но такая концепция и была заложена режиссером, ведь важно донести до зрителя, что при всей американской роскоши перед зрителем показаны живые люди, и они не идеальны.
Свидание в кино, в обсерватории, в джаз клубе - все сопровождается приятными музыкой и песнями. Они построены так, что у фильма можно выделить две основные темы, два лейтмотива. Это треки “City of Star”s и “Mia and Sebastian’s Theme”. Данные мелодии сопровождают нас на протяжении всего фильма, но все время звучат по-разному. Когда герои в упадке - мелодии тихие, с малым количеством инструментов; в радостные моменты песни звучат совсем иначе - подключается громкий оркестр и атмосфера полностью меняется. Композиторы часто используют этот приём: Джон Вильямс в «Гарри Поттере» или Александр Деспла в «Отель гранд Будапешт». Композитор «Ла-Ла Ленда» Джастин Гарвиц превзошел все ожидания и придумал нечто новое: в конце фильма играет “Epilogue”, который включает в себя сразу все композиции звучащие в фильме, этот трек длится 7 с лишним минут, а на экране в этот быстро момент проматывается жизнь героев. Таким образом музыка проносит нас через большой временной отрезок и подчеркивает, как быстро меняется жизнь героев.
Изобразительное решение фильма достойно высших наград. Командная работа режиссера, оператора постановщика и режиссера монтажа привело к тому, что фильм смотрится на одном дыхании. Оператор фильма Линус Сандгрен настоял на решении делать кадры длиною в несколько минут, при съемке танцев это требует особенных усилий. Камера зачастую подвешена на кран, она облетает все локации, погружается в воду и опять взлетает над героями. Слаженная работа хореографов дает о себе знать. Сотни танцоров не имеют права на ошибку. При этом важно сохранить магию фильма. В кадре часто задействованы глянцевые поверхности и зеркала, в которых должно отражаться только то, что необходимо увидеть зрителю - здесь все сделано с голливудской точностью. Сцены смотрятся единым целым, в добавок переходы между эпизодами также порой сделаны с помощью скрытых склеек - таким образом монтаж становится ещё плавнее. В мюзиклах часто используются очень общие планы, где ярко показан окружающий мир героев с громадной перспективой, отсылающей влюблённую пару к будущим открытиям. Лос-Анджелес «Ла-Ла Ленда» показан именно таким, городом звёзд, где сбываются мечты. «Видочек так себе», «Да, видала и получше» шутят герои, наблюдая за бесконечно красивым пейзажем с высокой точки над городом.
Оператор мастерски работает с командой осветителей: светотеневые рисунки в каждой сцене поражают и вдохновляют. Освещение меняется с каждой новой мыслью героев прямо во время записи. Все может потухнуть и останется только одинокий прожектор, подсвечивающий одного героя. А может и загореться разноцветными цветами, подбрасывая персонажей на новые эмоциональные уровни. Не забываем про однокадровый стиль съемки, что делает работу со многими источника света максимально сложной и доступной только голливудским мастерам. Браво!
Цвет фильме является отдельным персонажем, сопровождающим Мию и Себа во многих сценах. Зачастую мы можем увидеть цветное освещение: зелёное, синие, красное. Однако эти цвета не соответствуют привычным трактовкам, таким как зелёный - молодость, синий - холод, красное - страсть. Оттенки в фильме используются более насыщенные, но темные, превращая зелёный в драму, красный в тревогу, синий в веру и надежду. Каждый цвет сопровождается комплиментарным (противоположным на цветовой палитре), создавая классические схемы Голливуда как «teal and orange» (синие-оранжевую) или розово-синюю.
В основу танца лёг старый добрый степ, герои не стесняются менять обувь прямо в кадре и начинать танцевать. Хореография отсылает зрителя к похожим классическим мюзиклам, а сцена, где Гослинг крутится на фонарном столбе так и вовсе цитирует «Поющих под дождем» 1952 года, при этом атмосфера у этих фильмов практически одинаковая. Фанаты классики могут не одобрить такое копирование, однако для режиссера наоборот важно показать, какой вклад внесли американские мюзиклы в его фильм и в него самого.
Во время просмотра можно забыть о том, что центральной линией является джаз. Хотя ему уделяется довольно много экранного времени. Персонаж Гослинга говорит о великих джазменах, посвящает в джазовую теорию, однако все его знания не выходят за рамки википедийных. Тема джаза раскрыта довольно по-детски и построена лишь на перечислении фактов. Поэтому за профессиональным развитием Себа продвинутым зрителям наблюдать будет довольно скучно.
10 из 10