СтратегичноСпортсмены — те люди, которым иногда симпатизируешь больше, чем своим родственникам. И, взяв в руки палку с логикой на конце, понимаешь, что фильмы про них должны идти чередом. Такое ощущение, что сейчас коалиция режиссёров и хотела бы сделать выброс, поскольку достойных сценариев нет, а средства необходимо собирать, но их сдерживают и контролируют.
Про Пеле снято достаточно лент. Спортсмен жив-почти-здоров, может рассказать и подсказать, что необходимо. И задача сводиться к минимуму.
Любой спортивный фильм вызывает эмоции. Равно как и само событие — спорт это большой раздатчик чувств. И способ выражения этого — в реальном времени или подведением через драматургию — не имеет никакого значения.
«Пеле:рождение легенды» изначально заявлен образом простейшего. «Я достану тебе, отец, Кубок мира» является его логлайном и одновременно кратким пересказом — другие линии в фильме столь ничтожны по отношению к главной и столь непритязательны, что авторы сознательно не обращают на них внимания, а лишь подпирают ими общий стержень. Он не является кратким пересказом, это не триптих детства, отрочества и юности, это лишь линия к кубку Жюля Риме, по которой движется герой со своей свитой.
События размыты струёй лирической волны, эпизоды нарезаны и нашинкованы, что зрителю не нужно даже их разжёвывать. Для современного неприхотливого и недальновидного зрителя, который видит попытки байопиков также смутно, как собственную жизнь — это идеальный вариант. Без лишних действий, чётко и понятно, что лучше всего характеризует камео самого Эдсона Арантиса — если бы в правом верхнем углу экрана его ещё и подписали, значит дело затеяно не зря.
Представляется, что данная кинолента сознательно явилась выжимкой сухих фактов с многократными лирическими отступлениями, столько же лаконичными, как и всё действие. Столь же лаконичным явился и кастинг, где смогли и визуально, и характерно осуществить подборку. Что Альтафини, что отец Дико, Дондиньо, передают режиссёрскую установку без слов.
Перескакивая от события к событию, сознательно лишаешься прозаичности. Чувство раз, чувство два, чувство три — бежишь как по нотам. Нажимаешь, нажимаешь.
И западает. Раз. Западает. Два. Привет изыскам режиссуры, но эффекты видеосъёмки разрушают композиционную структуру напрямую. Выделка трюков «джинги», безусловно, необходима, чтобы нивелировать любительскую технику главного актёра, но при этом в данном ракурсе они выглядят как кино для супергероев, что противоречит самому понятию спорта — даже допинг в нём уже иллюзорен, а уж способность и движения мышц явно должны быть естественны. Да и сам показ игры — редко кому удаётся снять игровой элемент лучше, чем это делает камера общего плана. Переходя к деталям, переходя на портреты — никогда не раскроешь суть игры, этим можно лишь потерять нити, потерять смысл и «шараханье» финального матча со Швецией тому яркий пример.
Вложив в ту же «Джингу» элемент конфликта, искусственно поддувая его жизненными проблемами, история Пеле переросла в драматургическое повествование. Также, как и любая история спортивных побед, она вызывает трепет в душе, в ней нет ничего, что отвлекает от этого трепета.
Поэтому она и смотрится легко. Что идёт в противовес с волей и мотивацией.
Но заставляет прильнуть к экрану и сопереживать.
Откровенно понравившееся кино, лёгкое и простое, немного наивное и трогательное. Сколько бы не было «джинги», победа фильма всё же «стратегична».