Сказка, имеющая мало общего с реальностьюЧестно говоря, какой-то занебесный рейтинг на Кинопоиске в 8.2 балла на основе 217 тысяч (!!!) оценок меня поразил. В смысле, почему я раньше не слышал о фильме, который так высоко оценило так много народу? В 2016 он прошёлся тихо, мало кто о нём говорил, денег как с кино, так и видео проката были не шибко большими. Однако теперь фильм, видимо, популярен и мне стало любопытно, почему. К тому же, Пеле фигура весьма значимая, особенно для футбола. О нём можно снять действительно интересное кино. И... к большому сожалению, кино разочаровывающее. Но, с другой стороны, стало понятно, чем цепляет зрителей эта история.
Пеле: Рождение легенды, по сути своей, с трудом можно назвать биографией. Это кино - сказка. Сказка о золушке, которая благодаря своим талантам поднялась на вершину олимпа из трущоб. И снята эта сказка приятно глазу - тёплый жёлтый фильтр, хорошая операторская работа, бесконечный поток мотивирующих диалогов под воодушевляющий саундтрек. И хотя подобных спортивных драм было до этого буквально навалом, неприхотливому зрителю такое зашло. В такое люди хотят верить, особенно молодое поколение футболистов, верящее, что среди них наверняка есть подобные Пеле.
Но вот как кино, основанное на реальной истории оно не выдерживает никакой критики. В первую очередь, откровенно злит то, что в кого они превратили другого именитого футболиста, Жозе Альтафини, игравшего за сборную под прозвищем 'Маццола'. Я понимаю, он не настолько именит, как Эдсон Насименту (реальное имя Пеле), но также невероятно значим как футбольный игрок. Третье место по числу голов в итальянской серии А, обладатель кубка Рока и чемпион Италии, дважды признавался лучшим бомбардиром Италии и один раз лучшим бомбардиром Европы. Как и Пеле, вышел из многодетной семьи, едва сводившей концы с концами. Кто же он по версии фильма? Хамоватый сын богатеев и номинальный антагонист главного героя. И главное, они не просто извратили реальную личность, они опустили не менее интересного героя до уровня напыщенного задиры. Кто-то скажет: 'Да ладно тебе, это художественная условность для лучшей драмы!'. А давайте-ка снимем фильм про бой Мохаммеда Али и Джо Фрейзера, где ради 'лучшей драмы' выставим последнего истеричкой и посмешищем? Ну а что? Али больше известен, у него крупнее фанбаза, и плевать, что из-за этого другой великий спортсмен подвергнется клевете.
Не лучшим образом обошлись и с бразильским тренером Винсенте Феолой, которого сыграл отличный актёр Винсент Д'Онофрио. Один из лучших тренеров Бразилии, который обеспечил свою команду победой в двух чемпионатах мира. Его навыки повлияли на возвышение бразильской команды ни чуть не меньше, чем наличие в ней Пеле. Здесь же из него слепили самодура и некомпетентного кретина, готового мгновенно выпустить на поле игрока с травмой колена. Он орёт и ведёт себя неадекватно, а любые попытки использовать джингу на поле тот воспринимает в штыки. Такое ощущение, будто только для этого персонаж и существует.
Да, кстати о джинге. Я понимаю, это особый бразильский стиль, благодаря которому те выгодно отличались от более традиционных европейских футболистов, но то, как её возвышают здесь, это полнейший абсурд. Ведь согласно словам бюджетного Моргана Фримена, джинга для бразильца это почти как прилив силы для джедая. С ней он становится невероятно мощным футбольным игроком и внезапно начинает обыгрывать всех вокруг, даже чемпионов мира. Во-первых, это чертовски глупый стереотип почти как русский, который с водкой превращается в сверхчеловека. А во-вторых, такой сценарный ход буквально обесценивает заслуги самого Пеле. То есть, дело не в упорных тренировках, не в силе воли, не в других членах команды, не в упорстве, а в банальном 'бразильском духе'. Ну то есть, он играет как исконные бразильцы, а значит он автоматически БОГ ФУТБОЛА. Заслуги самого Пеле от этого принижены, а дети, которые посмотрят фильм для мотивации, будут верить, что этого более чем достаточно для победы. Ну то есть, только бразильские дети, остальным в футболе, видимо, ничего не светит.
И это я молчу про мелкие относительно остальных глупости. Для бразильцев национальным позором становится проигрыш сборной Уругвая со счётом 2:1 в финале чемпионате мира 1950? Чего, чего? А ничего, что Уругвай до этого уже был чемпионом мира, в то время как Бразилия - нет? И это я молчу про небольшой разрыв в счёте. Если уж вы вводите подобное для пущей сказочной драмы, может лучше смотрелся бы проигрыш Бразилии венгерской команде в четвертьфинале в 1954 с куда более крупным разгромом 4:2? Но нет, его вскользь вспоминают два раза, а всё остальное время мусолят злосчастный матч с Уругваем почти как трагедию, после которого бразильцы даже перестали использовать старый стиль. И это очень тупо, иных слов не подобрать.
И да, создатели явно не задумывались над тем, как выглядят бразильские трущобы, тем более в пятидесятые. Всё снято как-то чисто и лощено, чтобы глаз не отвлекался на грязь. Вроде бы все семьи живут за чертой бедности, однако не видно, чтобы люди как-то страдали от голода и безнадёги. Один персонаж, конечно, скажет, что путь здесь или на дрянную работу, или в тюрьму, но это лишь на словах. То, что нам показывают режиссёры фильма и близко не тянет на Город Бога, например, скорее на диснеевский фильм без песен.
Если бы фильм не примазался к реальным знаменитым историческим личностям, то это была бы неплохая мотивирующая сказочная история об исполнении мечты. Ничего плохого в таком кино нет. Но без привязки к Пеле фильм бы не собрал такое количество оценок, верно ведь? Поэтому у нас и выходит история, которая 'ради драматургии' вытерла ноги об именитых людей. Даже об Пеле. Ведь нам едва ли показали, как тот оттачивает мастерство, проходит путь от дворового андердога к мастеру спорта. Нет, с самого начала он легко обыгрывает более старших по возрасту и имеет невероятные навыки футбола. И если бы не сценарные допущения, по версии фильма такой Пеле уже в 10 обыграл бы всех чемпионов. Такое упрощение столь сложной личности выглядит просто оскорбительно. Что-что? Сам Пеле сыграл небольшую роль-камео? А, ну тогда ладно, кино всё прощается. И 72 место в в топ 250 лучших фильмов по версии Кинопоиска ПОЛНОСТЬЮ ОПРАВДАННО. И не важно, что к реальности история не имеет никакого отношения, хоть и метает громким слоганом 'основано на реальных событиях'. Что ж, грош цена таким 'реальным событиям', выходит.