«БайБайМэн» был фильмом, который я очень ждал. Проект мне казался весьма любопытным, несмотря на то, что я не знал о нём практически ничего. Детали сюжета, концептуальные установки, общие посылы не раскрывались ни на этапе создания, ни на этапе постпрадакшена. Честно говоря, даже из трейлера было непонятно о чем собственно фильм, но гнетущая атмосфера таинственности заставляла ждать «БайБайМэна». И вот, во время просмотра самого фильма, мне в голову пришли идеи о том, как мог создаваться «БайБайМэн». Группа честолюбивых кинопроизводителей во главе со Стэйси Тайтл решила создать что-то прорывное в жанре хоррор. Новое слово в жанре; необычную картину, которая, с одной стороны, будет отстаивать великие традиции жанра, заложенные, наверное, ещё Карпентером, но, с другой стороны, будет ориентирована на современную аудиторию. Но через пару дней или недель обсуждения сценария команда создателей «БайБайМэна» осознала, что это слишком трудно, а Стэйси Тайтл бесталанна (иначе, как оправдать тот факт, что она практически неизвестна, а её звездный час в виде номинации на «Оскар» был больше 10 лет назад?). Так что какой-то изначальный материал решили просто перелопатить, бесстыдно наворовать идеи из других фильмов, а затем смешать всё в какой-то кинематографический парад безразличия. А вишенкой на торте является тот факт, что «БайБайМэн» вышел на экраны в самое неудачное время для хоррора – январь, время рождественских фильмов и новогодних сказок.
Сюжет повествует о трёх студентах, которые каким-то образом смогли арендовать дом просторнее, чем отель из «Сияния». Едва они там обосновались, как что-то необычное стало происходить: странные звуки, у девушки начинается тревожный кашель, между троицей нарастает напряжение. Затем один из студентов нашел странную записку с надписью: «Не говори о нём, не думай о нём» и подпись некоего «БайБайМэна». Злой дух вызван произношением своего имени; он проникает в разум жертв, заставляет их видеть вещи, которых не существует, и таким образом доводит до безумия и самоубийства. Словно из достаточно атмосферного мистического фильма ужасов «Кэндимен» вытащили всю детективную составляющую и оставили лишь страдания трёх подростков.
Честно говоря, несмотря на интригующую сюжетную линию, всё происходящее как-то слишком предсказуемо и вторично. В первую очередь из-за персонажей и самого БайБайМэна. Дело в том, что, несмотря на всю загадочность злого духа, он не нагнетает страха. Различные правила, касающиеся сферы его сверхъестественных полномочий, объясняются настолько бедно, что во время просмотра можно с большей вероятностью запутаться, чем испугаться. Что же касается тех страшных видений, которые дух насылает на своих жертв и которые, как предполагается, должны довести подростков до умопомешательства… ну, достаточно сказать, что они соответствуют рейтингу PG-13 в американском прокате. Конечно, момент с личинками был противным, но не страшным, а одна из сцен, где персонажи блуждают в какой-то холодной и мрачной американской глуши, меня приятно удивила. До того момента, как я осознал, что, должно быть, это была обыкновенная натурная съемка в момент, когда выдалась плохая погода.
Персонажи, к сожалению, тоже вышли пресными и неинтересными. Вся главная троица и их подруга-экстрасенс абсолютно не запоминаются. Единственные заметные персоны проявляются в последней трети фильма. С Кэрри-Энн Мосс есть ряд убедительных сцен, хотя такое чувство, что она сама осознавала, в насколько нелепом проекте её заставили принять участие. В момент развязки появляется обладательница премии «Оскар» Фэй Данауэй. Как и большинство других сцен, сцена с ней глупа, но, по крайней мере, создает какую-то напряженность.
У «БайБайМэна» был относительно скромный сюжет и наиболее всего это проявляется в спецэффектах. Они здесь скорее смешные, чем страшные. Даже сознательное усилие представить, что спутник БайБайМэна в виде странной освежеванной собаки является реальным созданием разбивается о чудовищно плохой зелёный экран и графику из начала 2000-х.
Тем не менее, нельзя сказать, что «БайБайМэн» вышел низкокачественным. На отдельном этапе, судя по всему, создатели старались. Например, команда точно знала, как снять настоящий дом с привидениями (общие планы помещений): жуткие декорации выполнены весьма неплохо. Или, например, гнетущая атмосфера тайны, когда персонажи обнаруживают странные письмена. В некоторые моменты создатели хорошо играют с фантазией зрителя – самые зловещие события остаются за кадром, оставляя простор для собственных размышлений и спекуляций. Очень жаль, что таких моментов очень мало.
Но самое главное в «БайБайМэне» - это тот фильм ужасов, который настолько скучный и лишенный интереса, что, в конце концов, вся гамма чувств от просмотра трансформируется в гнев. Да, в гнев. Во-первых, гнев на создателей, что при огромном потенциале идей и впечатляющей коллекции задумок в рамках их собственной мифологии, создатели сняли откровенно проходную картину. А, во-вторых, гнев из-за того, что назвать «БайБайМэна» катастрофичным не получается при всём желании – всё же лично я оценил и старание, и некоторые идеи (например, что бояться стоит только самого страха). Надеюсь, непонятная мифология будет раскрыта в возможных сиквелах, ведь несуразная финальная сцена явно намекает на продолжение. Будем надеяться, что «БайБайМэну» сказали не «прощай», а «до свидания».
4 из 10