Тот, чье имя нельзя называть«Бай Бай Мен» — без преувеличения отличный ужастик и безусловно один из лучших проектов в своем жанре за последние годы. Не скажу, что он смог меня напугать, как и положено ужастику, но определенно смог заинтересовать и поддерживать этот интерес с самой первой минуты вплоть до финальных титров.
Итак, в центре истории у нас трое ребят неопределенного возраста, которые решают на свои скромные средства снять аж целый дом, стоящий где-то на отшибе, как и положено нормальному дому в нормальном ужастике. После вечеринки в честь новоселья, один из героев, Элиот, обнаруживает в старой тумбочке, оставшейся от прежних хозяев, листок со странными надписями «Не называй его, не думай о нем» и имя «Бай Бай Мен». Необдуманно поделившись находкой со своими товарищами, Элиот пробуждает к жизни старое проклятие, которое грозит смертью всем, кто услышит запретное имя.
Тут стоит обратиться к собственно участникам истории — непосредственно главный герой Элиот, его девушка Саша и лучший друг Джон. Обычно персонажи в ужастиках являются пустыми картонками и поражают своим идиотизмом и лишенным всякой логики поведением, но здесь несколько иная ситуация. Здешние персонажи, несмотря на отсутствие у них предыстории и должного раскрытия, ощущаются в разы более живыми и настоящими, чем большинство их собратьев по жанру. В них действительно веришь, веришь в химию между героями, веришь в их реакцию на происходящее, черт возьми, да даже актеры, несмотря на свой реальный возраст, выглядят именно как студенты, а не как сорокалетние мужики и тетки в молодежных шмотках.
Просто как пример — что обычно делают герои стандартных ужастиков, увидев/услышав что-то действительно, мягко говоря, странное? Светят фонариком, вопрошают «кто здесь?», стоят и пялятся в темноту, усиленно скрывают от остальных, что они что-то видели, говорят «показалось». Что делают здешние персонажи? То же, что сделал бы любой адекватный человек, встретившись с чем-то подобным — суматошно орут и бегут со всех ног, как можно громче предупреждая остальных, что там, внизу, что-то прям совсем пошло не так. Такой честностью по отношению к зрителю персонажи и берут.
Но не персонажами едиными, как говорится. Обязательно нужно отметить отличную атмосферу и порой весьма искусно нагнанный саспенс. Элиот с друзьями на протяжении всего фильма медленно, но верно сходят с ума, перестают различать, что реально, а что нет, теряют доверие друг к другу, находясь в постоянном нервном напряжении, и весь этот психоз передан просто великолепно, со временем в определенной степени заражая и зрителя. Именно благодаря таким моментам «Бай Бай Мен» большую часть времени смотрится как отличный психологический триллер, а не просто как очередной ужастик на вечер.
Мистической же подоплеке фильма уделено не так много времени, Бай Бай Мен во всей своей красе появляется лишь в развязке, а его предыстория так и вовсе остается загадкой для всех, включая зрителя. Но пожалуй именно здесь это идет фильму на пользу, и это как раз тот случай, когда раскрытие всех тайн главного Зла могло лишь навредить картине.
Итак, «Бай Бай Мен» это отличный проект, который лично у меня язык не поворачивается назвать «очередным ужастиком». Несмотря на наличие определенных клише, у фильма есть интересные идеи и, что еще важнее, вполне грамотная реализация этих идей, есть персонажи, которым вполне себе можно сопереживать, что с картинами этого жанра вообще случается крайне редко, и есть Зло, просто первородное Зло без мотивации и предыстории, которые ему и не нужны. Ведь достаточно лишь произнести имя…
8 из 10