По части сюжета фильм продуман достаточно неплохо, потому что везде, где в фильмах ужасов начинается мистика, возникают глупые нестыковки, натяжки и допущения. Тут же всё логически стройно и обоснованно, не считая, конечно, «мелких брызг». Приятно и то, что интрига сюжета раскрывалась постепенно и бережно, и атмосфера картины выдержана довольно в строгом жанровом ключе.
По необъяснимой причине герои фильма совершенно не проявили никакого внутреннего отрицания тех необъяснимых фактов, с которыми они впервые в жизни столкнулись. Ведь речь идёт о профессионалах, которые с утра до ночи режут трупы и постоянно видят одно и то же, а тут вдруг – такое! – и почти никакого особого удивления. Словно мистика – это что-то такое обыкновенное, о чём можно просто почитать в Библии и сразу всё станет понятно, что к чему, и главное – разум это немедленно примет и не будет особо сопротивляться или удивляться... По счастью, режиссёр не ударился в другую крайность, свойственную подобным фильмам, когда явные факты свидетельствуют об одном, а персонажи упорно не верят своим глазам, продолжая действовать в парадигме «этого не может быть». Спасибо и за это.
Множество «висящих на стене ружей» так и не выстрелили. Например, вспыхнувшая внезапно печь крематория оказалась эпизодом без последствий, и потому – бессмысленным. То же самое можно сказать о разлитой в холодильнике крови, – не было смысла акцентировать на этом внимание, если данное происшествие ни во что не развили. Эпизод с котом в вентиляции тоже никчёмный, потому что – тень на плетень. «Традиционные» колокольчики вообще оказались фарсом, потому что непонятным образом звенели даже там, где их быть не должно (хотя, мистическим сюжетам такое даже на пользу, – загадочности для).
По понятным причинам, – жанровые особенности, – некоторые действия героев приходилось словно нарочно делать идиотскими. Так, например, отец с сыном в довольно ограниченном помещении, и с вентиляцией, явно не рассчитанной на подобные «фокусы», разожгли огонь. Ведь очевидно, что сейчас будет и дым, и жуткая вонища, и вероятность распространения огня, и другие прелести. Но нет, – идиотам в кино позволено всё! То же самое можно сказать о передвижениях в опасной зоне без попыток вооружить себя хоть чем-нибудь – благо, инструментов под рукой было сколько угодно. Разумеется, не ясно, может ли тебе в подобной ситуации помочь хоть что-нибудь, но любой здравомыслящий человек для банального самоуспокоения возьмёт в руку хотя бы карандаш (а знакомые с Джоном Уиком теперь точно знают, что нет в мире оружия лучше).
Трудно понять режиссёра, решившего представить зрителям такой нелепый главный вход в помещение. Подобным образом прилично организовывать входы в какие-нибудь погреба, где хранятся бочки с квашеной капустой и солёными грибами, но никак не в рабочую зону, где проводишь большую часть жизни. Лифт – это хорошо, но насколько я понял, он не был основным способом проникновения в подвал.
Из-за несколько «лохматого» сюжета, на героев-патологоанатомов взвалили также и роли детективов, хотя это вообще не их дело, – пытаться раскрывать преступление и стыковать одни факты с другими. Их работа – всего лишь установить причину смерти, но не рисовать «картину маслом» о том, как эта смерть могла наступить. В результате пришлось наблюдать за «гениальными» мыслительными потугами и такими же «гениальными» открытиями относительно обнаруживаемых при вскрытии особенностей. Жаль, что не смогли всё это подать как-то иначе, смотрелось, мягко говоря, по-идиотски.
О технических сторонах. Актёрская игра была недостаточно уверенной, но вполне подстать неидеальной режиссёрской работе. Так фильм недополучил имевшийся в потенциале значительно больший заряд триллера, чем получилось в итоге. Сама локация и направление деятельности главных персонажей (работа с трупами), – это уже половина успеха для толкового фильма ужасов, но, к сожалению, раскрыли эту сторону лишь отчасти. Хотя довольно мастерски были использованы характерные для триллера приёмы. А ведь было ещё где развернуться и отжечь по-настоящему!
Что касается процесса вскрытия, то выполнено всё очень респектабельно и красочно. Никаких смачно-чавкающих звуков, столь характерных для подобных сцен в кино, никаких внезапных брызг крови на лицо и тому подобного бреда. Впечатлительным натурам такое вряд ли будет по душе, потому что реалистичность кадров получилась очень высокая. (Не считая, конечно, сюжетных особенностей, которые в сущности являются нелепым вымыслом).
Есть претензия по части работы монтажёра – слишком часто делался акцент на лице девушки. Это было бы безусловно оправданным ходом, если бы время от времени в лице наблюдались изменения. Но когда раз за разом тыкали камерой в неподвижное лицо трупа, в этом чувствовался явный перебор. Просто притомило.
Операторская работа очень толковая. Со всех возможных ракурсов показали и голое женское тело, и процесс вскрытия до мелочей, и разные виды помещений. Если бы к этому прибавить ещё идеальное освещение, то получилось бы вообще шикарно. Но в целом всё выглядит впечатляюще, хотя локация, в сущности, довольно унылая и простая.
Можете сказать, что я придираюсь к мелочам, но когда показывают трупы, у них откровенно отсутствует так называемое трупное окоченение. (Это хорошо видно, когда выезжают тележки из ячеек).
Вывод. Фильм для своего жанра весьма продуманный, осмысленный и непротиворечивый. Не вызывает откровенного недоумения. Смотреть можно смело, он этого заслуживает. Твёрдая пятёрка. Правда, для меня кино одноразовое, вряд ли захочется пересмотреть.
8 из 10