Безжалостное разоблачения монархии?Мне сериал 'Корона' понравился. Но не как панегирик в адрес самой дорогой монархической династии мира, а как откровенное и весьма подробное разоблачение ее бессмысленности. Разоблачение с элементами откровенной сатиры. Местами безжалостное. Но поскольку самой королеве сериал понравился, можно считать, что он правдив, а критический 'слой' она просто не заметила. А может, напротив, все увидела, но сделала по привычке хорошую мину и промолчала? Ведь из фильма мы поняли, что главное в 'деятельности' данного монарха - умение слушать и молчать. Очень сомнительное достоинство.
Итак, перед нами история жизни действующей королевы Елизаветы Второй. Признаюсь, никогда не испытывала пиетета перед этой особой и ее двором и по окончании просмотра убедилась, что была права. Так как многочисленные персонажи данной истории не вызывают ни симпатии, ни сочувствия. Ложь, притворство, лицемерие - вот главное, что определяет поведение каждого. А еще - полное равнодушие к самым близким и родным, интересами которых можно пренебречь в угоду вековых традиций и правил, являющихся на поверку не более чем моральным атавизмом.
Одной из жанровых линий сериала является взаимодействие монаршего двора с правительством Великобритании и, как следствие, отношения королевы с премьер-министрами. Надо сказать, что авторы не пожалели сарказма и для политиков. Самые яркие персонажи - Черчиль и Тетчер изображаются гротесково. Первый поражает не ясностью мысли (этим в сериале вообще никто не поражает), а надрывной, свистящей одышкой. Вторая - не глубиной ума и политической прозорливостью, а перекошенным в спазме ртом и личными интересами при решении государственных проблем. Джон Литгоу и Джиллиан Андерсон, если и старались добиться внешней похожести со своими героями, то шаржированно. И, думается, это получилось далеко не случайно. Потому что подобных случайностей не бывает.
Очень много говорится о Клер Фой и Оливии Колман, сыгравших королеву. Обе, с разницей в два года получили даже по Золотому Глобусу, а за четыре сезона много других теленаград. Мне не понятно за что. Играть отсутствие эмоций может любой, даже человек с улицы. У Фой единственное выражение лица - это выпученные глаза и полуоткрытый рот. Причем, это 'картинка' не меняется ни при решении домашних проблем, ни во время взаимодействия с политиками. О-о-очень не комплементарный для действующей королевы вид. Госпожа Колман, которую лично я считаю актрисой куда более талантливой, далеко от нее не ушла. Те же выпученные глаза, тот же рот. Но талант, как говорится никуда не денешь - в данном случае все-таки Елизавета Вторая получилась живой, несмотря на скромность выразительных средств. Но именно поэтому она вызывала почти панический страх – королева Колман даже не понимает всю меру моральной ущербности, прибегая к лжи на каждом шагу, лицемерному молчанию, пренебрежению интересами самых близких людей. Бр-р-р-р!
А каковы все же высшие цели, ради которых семья идет на такие отчаянные жертвы? Единственный внятный ответ, который дает сериал - сохранение монархии. Вопреки всему! Но история учит, что прогресс несет с собой и смену государственных формаций. Сохранять систему управления, принятую еще при феодализме - нонсенс. Даже если обозвать ее странным по смыслу словосочетанием - конституционная монархия. Впрочем, этот вопрос решать не нам, а английскому народу. Если ему нравятся Виндзоры, то так ему и надо.
Каст сериала огромен, но удачных актерских работ не так много. Первая и главная – Мэтт Смит в роли принца Филиппа – блестящая игра, приковывающая внимание. Еще одна безусловная актерская удача - это Джош О,Коннор в роли принца Чарльза. Об этом человеке я знала не много, но актеру удалось вызвать к нему симпатию, как к очередной жертве монарших правил. Ванесса Кирби в роли принцессы Маргарет понравилась гораздо больше, чем титулованная Хеллен Бонем Картер. Она показала палитру красок - от любви до отчаянья. Тогда как во втором случае мы увидели только гротеск с постоянным скатыванием в пошлость. Очень интересной показалась Эмма Коррин в роли принцессы Дианы, во всяком случае внешне. Хотя после четвертого сезона так и не стал ясным феномен ее влияния на толпу. А хотелось бы - в харизме не слишком родовитой Дианы Спенсер был сокрыт истинный секрет монаршей власти - почти гипнотическое влияние на народ, умение вызывать любовь масс. В то время как остальные Виндзоры предстали этакой группой сильно ограниченных людей с весьма средними способностями, почти полностью обделенных какими-то выдающимися талантами в науках и искусствах. Поклоняться таким не хочется.
Если фильм действительно задумывался, как обличение, а не воспевание (как показалось некоторым), то он заслуживает
7 из 10