За решёткой её души.Алевтина Романова (Инга Оболдина), надзирательница женской колонии - человек весьма талантливый. Но о ее прекрасном даре, о ее удивительном голосе ныне не знает никто, кроме нее самой. В прошлом похоронены и музыкальные занятия с бабушкой-пианисткой, и мечты юной девушки о сольной карьере. Даже муж Сергей (Алексей Шевченков), примитивное одноклеточное существо, узнав о том, что его супруга вполне себе может прославиться, испытывает только неловкость и стыд. Да что говорить - он готов чуть ли не на развод решиться! ему нужна 'нормальная баба' с борщом и пирогами, а не какая-то там знаменитость, которой поклоняются миллионы.
И вот, вместо того, чтобы дать этому самому мужу хорошего пинка, так сказать, в направлении входной двери, наша героиня вымещает накопленную злость на своих подопечных - осУжденных девушках и женщинах. Да еще лелеет, растит, как цветок, идею, что вместо нее все ее мечты воплотит в жизнь дочь Шурка (Екатерина Агеева) - хотя у той ни голоса, ни слуха.
В какой-то момент в колонии появляется новенькая - бывшая певица Мария Стар (Виктория Исакова), попавшая за решетку за убийство собственного мужа. Наметанным глазом поп-дива сразу отмечает недюжинный талант своей надсмотрщицы - и, решив, что такое чудо должно стать достоянием всей страны, задается целью помочь Алевтине вырасти в полноценную 'звезду'. А попутно - преобразить ее не только внешне, но и внутренне, дать прочувствовать внутреннюю свободу, вырвать Алевтину из цепких лап привычного образа жизни. Ведь, как верно подмечает Мария, по сути госпожа Романова несвободна еще больше, чем вверенные ей заключённые - они-то отсидят и выйдут, а Алевтина навсегда останется всё в той же колонии, всё с тем же тупым деспотичным мужем, всё той же заложницей привычного образа суровой неулыбчивой надзирательницы.
В основу сценария положена история Сэм Бейли, тюремной надсмотрщицы, редчайшим вокалом поразившей всех присутствующих на британском талант-шоу «X-Фактор». Прекрасно помню, как смотрела ролик с ее выступлением на ТВ - действительно, до слёз, до мурашек! плакали и зрители в зале, и суровые судьи. Приблизительно такого эффекта, похоже, пытался добиться и режиссёр Кирилл Плетнёв, а потому ближе к финалу напихал в канву сюжета много событий почти фантастических, призванных выдавить из кинозрителя слезу - вот только, к сожалению, голоса Алевтины мы практически не услышим, и чем она так поразила ценителей певческого искусства, не узнаем.
Фильм неоднозначный, и, как и большинство современных российских кинотворений, не очень удачно балансирует между желанием снять 'как в жизни' - и тягой к вполне голливудским хэппи-эндам. В итоге мы как раз имеем образец того, как в жизни не бывает никогда и даже теоретически быть не может - но при этом и сердце временами щемит от усиленного сочувствия героям, и нравоучительность под руку с моралью порой взлетают так нелепо-высоко, что воспаряют над серой обыденностью, метафорически и совершенно по-детски напоминая собой живописные труды Нико Пиросмани, к примеру. То есть вроде как и хочется поругать Кирилла Плетнёва за какую-то местами даже глупую наивность, совершенно не вяжущуюся с выбранной суровой темой - и понимаешь очень чётко, что снимал он так 'из любви к искусству', так сказать.
Хочется отметить потрясающую игру Инги Оболдиной - в свое время она поразила меня в фильме Лунгина 'Дирижёр', поднявшись просто-таки на вершины драматической игры. 'Жги!' для Инги явно тесен, её талант неизмеримо больше простой истории про колонию - но именно ей удаётся вытянуть на себе практически всю картину. Виктория Исакова в роли певицы-хромоножки, конечно, тоже неплоха - но рядом с великолепной Оболдиной отчасти теряется, проговаривая многие свои реплики суровой скороговоркой, как будто на театральной читке.
К сожалению, видимо, в погоне за каким-то нелепым хайпом авторы густо наводнили свой фильм современными медийными персонажами, самым нелепым из которых оказывается бездарнейшая и деревянная даже в роли самой себя Ольга Бузова. В моменты ее присутствия в кадре испытываешь жесточайший фейспалм - ну, в общем-то, если хочешь испортить хоть чем-то хорошее произведение, засунь туда Бузову, с этим все понятно.
Как я уже написала выше, собственно кульминация картины была исковеркана абсолютно нереалистичными поворотами сюжета. Именно они и убили в конце концов неплохой в целом фильм о женщинах, сознательно окружающих себя решётками правил и продолжающих изо дня в день, из года в год жить в жесточайшем моральном и физическом заточении, бессмысленном и уродливом, - ради какого-то надуманного имиджа 'хорошей жены' и 'суровой начальницы', ради того, чтобы просто не остаться одной и не стать предметом пересудов необразованных старух на лавочках.
И где-то за кадром надрывно звучит назойливое пугачёвское 'жизнь невозможно повернуть назад' - лейтмотивом ко всему фильму и напоминанием о том, что вот да, бывают такие моменты, после которых ничего уже не исправить и ничего не вернуть. И никакие хэппи-энды более к происходящему не применимы.
6 из 10