власть слабого над беззащитнымБИЛАН-БИЛАН
«Мне 35 лет, мне есть, что сказать людям! А мне опять предлагают просто лицом поторговать!»- скажет в этом фильме Дима Билан от имени Димы Билана. И это все, что он скажет в картине. Тонко.
КАМЕО-КАМЕО
Самих себя в фильме сыграли также Лариса Долина, Ольга Шелест, Антон Комолов и Ольга Бузова. Более-менее заметная роль достанется только Бузовой. Остальным, вероятно, тоже есть, что сказать людям. Но им в «Жги!» предложили только лицом поторговать. Они согласились. Что ж…
МАСКА, Я ТЕБЯ ЗНАЮ
Слава Богу, Инга Оболдина, Виктория Исакова, Владимир Ильин Анна Уколова и Татьяна Догилева в фильме самих себя не играют. Звездные актеры, которым, точно есть, что сказать, не сетуют, а говорят. От своего лица? Конечно, но под маской своих персонажей. «Жги!» - вообще актерское кино, оно на мастерстве и таланте актеров держится. Собери Кирилл Плетнев другой актерский состав- все бы рассыпалось.
ОБОЛДИНА - РОМАНОВА
Инге Оболдиной роль тюремной надсмотрщицы принесла приз за лучшую женскую роль на «Кинотавре». Инга из тех удивительных актрис, про которых и не скажешь - какая же именно школа лежит в основе успеха. Вот первый кадр: в тюрьму привезли новую партию заключенных. Старший инспектор Романова принимает новых жительниц городка за колючей проволокой. Еще никаких слов и действий. Только взгляд. Поджатые губы, волосы цвета вороного крыла, собранные в пучок на затылке под форменной кепкой, застегнутость на все пуговицы. Чистая система Станиславского- вживание в своего персонажа до степени слияния. В этом взгляде - привычка, усталость, дисциплина, рутина, муж-работяга, дочка-подросток, служебная хрущевка с маленькой кухней, уродский городок Апрелевск, посиделки с коллегами, домашние ужины- все жизненные подробности считываются еще до того, как будут увидены на экране. А вот Алевтина Романова до исступления лупит резиновой дубинкой по спинкам жестких кресел, разгоняя заключенных из «комнаты отдыха», подальше от телевизора, который готов раскрыть секрет самой Романовой- возможное участие во всероссийском телеконкурсе талантов. Желание защитить свое «privacy» от любых посторонних глаз находит выход в яростных ударах резиной по дереву, в громких командных окриках. Только крик этот иногда сваливается в предательский фальцет, а приступ бешеной ярости завершается беспомощным всхлипом: «Да что же это делается то?». Это уже чистая школа представления, где действие бежит впереди эмоции - сначала ударила, потом прочувствовала. В этом своеобразие таланта актрисы: в своих лучших ролях она синтезирует разные школы и актерские приемы абсолютно гармонично, так что ткань роли нигде не рвется. Абсолютно бенефисно-концертный номер-аттракцион: первая проба тюремной начальницы исполнить арию Тоски на итальянском языке никак не противоречит по стилю сугубо-бытовым сценам на домашней кухне.
ИСАКОВА, ИЛЬИН,УКОЛОВА, ДОГИЛЕВА.
Виктории Исаковой тюремная роба оказалась впору. Внешняя хрупкость, за которой прячется внутренняя сила, на этот раз оказалась декорирована рабочей фуфайкой или мрачным халатом. Эти серо-черные краски лишь усилили внутренне сияние. Ее героиня еле ноги-то переставляет, а осанка- королевская и взгляд страстью к жизни пылает. Мужа убила, зато из инвалидного кресла поднялась в состоянии аффекта. Все пережила- консерваторию, успех, аварию, неподвижность, предательство, убийство, суд, теперь тюрьму переживает- терять нечего. Героиня Исаковой- антитеза Алевтине Романовой. Одна горит в костре чувств каждую секунду бытия, другая устало бредет с работы среди чудовищных сараев и гаражей в служебную квартиру мужу суп варить. Одна за решеткой по приговору суда, другая в своей тюрьме добровольно. И вот заключенная уже руководит жизнью своей надзирательницы, обнаружив в той незаурядный вокальный талант.
Герой Владимира Ильина - начальник всея тюрьмы. Грозный тюремщик, которому заключенные строят дом, сам всего и всех боится. Помятое лицо от вечного похмелья, бегающий взгляд шкодника, который всего опасается, но все время все правила нарушает.
Анна Уколова – удивительный образ женщины из соседнего подъезда. Народность на стыке с маргинальностью. Оборотная сторона Романовой - та же привычка к постылости, но уже без таланта. И это тоже жизнь.
И героиня Татьяны Догилевой - местной начальницы то ли района, то ли города. Минимум текста, минимум экранного пространства, максимум эффекта, да при этом еще и с жесткой экономией: любой жест, любая реплика, любой взгляд выдает хозяйку, повелительницу районного масштаба, которая панически боится областных властителей.
СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА
Актеры и операторы российского кино сейчас наше все. С режиссерами проблема. Со сценаристами большая проблема. Вся великая сценарная советская школа погорела в пламени «кооперативного» кино 90-х годов. Одним Арабовым киноиндустрия не проживет. А творческих наследников нет ни у Габриловича, ни у Рязанцевой, ни у Гребнева, ни у Володарского. Все хорошие отечественные сценаристы оказались театральными драматургами.
Сценарий к этому фильму написал актер Кирилл Плетнев для режиссера Кирилла Плетнева и для целой плеяды прекрасных артистов. Сразу надо сказать, сценарий у неофита в сценарном деле получился не хуже, чем у его коллег, которые заканчивали многочисленные сценарные школы и курсы. Вполне кондиционная компиляция «Звезда родилась», «Золушки», «Ландыша серебристого», «Достучаться до небес», «Облако-рай» и «Служебного романа». Но и не лучше. С одной стороны, предусмотрены сценарные рифмы к фабульным ходам, вроде посоха бабушки главной героини, который звонко падает на пол в давнем детском концерте, знаменуя невосполнимую детскую потерю, с аналогичным посошком героини Виктории Исаковой на той же сцене много лет спустя. Кредо персонажей в диалогах и монологах прописано точно, но не талантливо, воздуха не хватает. Выходы в пространство из линейного повествования редки. Ольга Бузова на убогой кухне под убийственным взглядом мужа Алевтины допрашивает Романову: «Поедет ли она на конкурс в Москву?». А сама железная надсмотрщица на все эти вопросы отвечает вопросами к мужу: «Тебе сметаны в суп? Майонеза?». А уж как Оболдина это произносит! Ком к горлу подкатывает. Но таких глотков чистого кислорода мало.
СТРАХ СЪЕДАЕТ ДУШУ
Тем более, что сценарист Плетнев интуитивно нащупал тему и ноту, которая в нашем кино еще не встречалась: «Власть слабого над бессильным»- эту формулу произнесет главная героиня в тюрьме. Как бездушная власть проходится железным катком по судьбам- этого мы навидались. Но всегда власть была в роли чудища, которое обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй. Власть, которая сама слаба и властвует только над бессильными, пожалуй, впервые показана только в «Жги!». Если бы сильный драматург и хороший редактор эту ценнейшую нить протянули дальше! Ведь не только для тюрьмы характерно это наблюдение- оно и в семье, и в отношениях с районным начальством, да и в российском шоу-бизнесе это правило не из последних.
Что же касается режиссера Кирила Плетнева, то в «Жги!» он умер в актерах.