Когда в начале просмотра я вижу клеймо ужаса с надписью 'При поддержке Министерства Культуры РФ' у меня срабатывает триггер: фильм начинает восприниматься в разы критичнее, а рука сама начинает искать камень. Но в этот раз броска не случилось. Почему? Потому что этот фильм не является тошнотворной комедией, не является мерзким ремейком советской классики и не является ведром нечистот вылитым на историю. Здесь нет рекламы на каждом шагу, нет водки на правах чуть ли не главного героя, нет повального развата, наркотиков и прочего. Здесь нет полицейских, ведущих себя, как моральные уроды, нет армии, ведущей себя, как дегенераты. Иными словами, худшего из того, что бывает в фильмах с подобной меткой, на экране не присутствует. При этом картина, пусть и с оговорками, несет в себе правильный посыл о том, что гопником быть вроде как не очень и можно плохо кончить. И пусть я искренне сомневаюсь, что хоть один адепт АУЕ-культуры изменит свои взгляды после просмотра, камни кидать все же не будем. Но что насчет тухлых яиц и гнилых помидоров? В конце концов, это художественное произведение и надо бы оценить его элементы.
Начнем с плюсов:
1. Как уже было сказано, сюжет несет в себе относительно определенную мораль, да и если кратко прокрутить его в голове, то не так уж и плох. События достаточно согласованы, у основных персонажей прописана мотивация, слова и поступки в основном совпадают, жестких сюжетных дыр я не увидел. Так что по крайней мере канву можно похвалить.
2. 'Хороший гопник' в исполнении Маланина. Ну, в основном потому, что он как бы 'хороший'. При этом решительно непонятно, как человек с такой тонкой душевной организацией и интеллигентной мамой (игра актрисы, кстати, отличная) докатился до жизни такой. Но в целом персонаж прописан неплохо, так что маленький плюс в копилку.
3. Техническая сторона вопроса. Да, звукорежиссера за некоторые сцены надо колесовать, но операторская работа хороша. Кадры приятные и сочные, некоторые виды Владивостока действительно шикарны.
Из минусов:
1. В этом пункте хотелось бы записать обращение:
Уважаемый Данила Козловский, Вы, будем честны, отнюдь не самый плохой российский актер. Ваши роли в Легенде №17, Духless, комедии Пятница и Вашем собственном фильме Тренер хороши и доказывают, что Вы умеете и могете, но, пожалуйста, от всего сердца прошу, больше никогда не пытайтесь играть гопника. Возможно, это вина режиссера и сценаристов, а Вы лишь исполнитель, тем не менее это было настолько ужасно, что хотелось выколоть себе глаза. Вышел какой-то дерганный слабоумный озабоченный торчок с шизофренией и аутизмом. И нет, это не реализм. Даже самые отбитые гопники так себя не ведут.
2. Ужасная актерская игра. Козловский играет нормально, но его герой вызывает лишь отвращение, второй же ходит с одним лицом весь фильм, что не дает ему сопереживать. По итогу нам плевать на персонажей, плевать, что с ними происходит, плевать на концовку, плевать на все. Единственная на кого не плевать это мама Вована, но этого мало, чтобы фильм вызвал в душе хоть какой-то трепет.
3. Мешает этому и отсутствие атмосферы. Оператор пытался играть планами, играла музыка на фоне, но ничего из этого не работало. Фильму категорически не хватает действия. Все важные моменты происходят как бы за кадром. Переживания персонажей раскрываются в основном через диалоги, а не эмоции на лице и поступки. От этого тебе еще больше плевать.
По большому счету до конца остается непонятным жанр фильма, его позиционирование. Если это боевик, то где экшн? Если драма, то где саспенс и эмоции? Если документалка про гопников, то где реализм? Если артхаус с аллегориями и отсылками, то где собственно аллегории и отсылки? Если социальная реклама на два часа, то почему не показана альтернатива криминальному образу жизни, а там, где показана, несет в себе обратный смысл? Вот и получается, что это сферичное унылое кинцо в вакууме, которое не заходит даже под попкорн.
И все же, возвращаясь к теме Минкульта, все таки, на мой взгляд, это как раз тот проект, какими должен заниматься данный государственный орган, потому что есть ощущение, что создатели не пилили бабло, а по крайней мере пытались создать что-то хорошее и качественное, донеся правильный посыл. И пусть конкретный фильм получился откровенно слабым, другой проект может выстрелить.
Я оставляю это рецензию нейтральной, а самому фильму ставлю тройку с огромным минусом. На грани провала, но что-то хорошее все же есть.
5 из 10