Рэп-культура, как таковая, оказала большое влияние на культуру уличную. Братки-любера и гопники уступили место пацанами с района, которым давно за тридцать, а победа в баттле – единственное, чем они могут гордиться. Подъездную романтику не вытравить музеями и образовательными каналами, так что всё в итоге выливается во что-то вроде фильма «На районе» - претенциозной попытки взглянуть в душу современных молодых людей, выбирающих между остатками чести и безбедной жизнью. Задумка похвальная, однако не такая уж и нужная: сомнительно, что кому-то, кроме разве что поклонников столь лиричных образов, «На районе» будет интересен, да и эта целевая аудитория его вряд ли посмотрит – серии «Реальных пацанов» ещё не затерты до дыр.
Итак, Киса и Вован живут во Владивостоке, пьют пиво, рэпуют, купаются и выбивают долги для какого-то Шамиля. Вован хочет вырваться из круга безделья, а Киса увязает в криминальном мире. Очередное задание разделяет друзей – понятия не позволяют одному из них бить женщину, а потом Вован и вовсе влюбляется.
«На районе» просто невероятно условен в плане своей истории. Сценарий, сотканный из каких-то представлений о том, как живут подобные люди (такое чувство, что постановщице Ольге Зуевой её герои или, по крайней мере, их мир, самой не были интересны – настолько тут всё подано в стереотипном формате), строится на условностях. Условности эти противопоставлены друг другу и точно не ради усиления контрастов; «хороший» Вован резонирует с подонком Кисой, чтобы из опрятного богатого квартала пойти в какие-то трущобы.
Подобная безобидная трактовка событий только ухудшает атмосферу. Ольге Зуевой не хватило энергии или даже, наверное, какой-то злости, чтобы показать мир отвергнутых современной Россией молодых людей. Всё это выливается в карикатуры на этих же самых представителей потерянного поколения, которые по версии Зуевой могут лишь друг друга «братанами» называть, да вести себя как приматы-подростки.
Мешает «На районе» и дурная реализация. Основных претензий к ней две. Первая – жуткий каст. Для «нашего всё» Данилы Козловского «На районе» был бы хорошей возможностью поэкспериментировать с тёмной стороной, чтобы отойти от образа слащавого юноши. Увы, гопник из Козловского не удался, и дело не в качестве актерской игры: это абсолютна не та роль, которая нужна Козловскому в фильмографии. Бутафорские татуировки и повадки гопника не довершают образ, а скорее усиливают мискаст. Вторая же причина заключается в декорациях. Действие происходит во Владивостоке, однако колорит одного из самых любопытных российских городов не передан абсолютно – Ольга Зуева в своем проекте растеклась мыслями по древу и воплотила какой-то собирательный образ населенного пункта с просторов бескрайней и могучей.
Любопытно, что релиз «На районе» состоялся примерно в одно время с другой драмой о жизни молодых людей – «Кислотой» Горчилина. Последний поднимает вопросы существования сытых московских бездельников в современной России, а Зуева же, словно на противопоставлении, хочет взглянуть в мир крайней ступеньки отечественной социальной лестницы на другом конце страны – занятых, «вечно молодых, вечно пьяных» владивостокских отщепенцев. Такое чувство, что Зуева на этот мир взглянула откуда-то со стороны, не погрузившись в тему: кроме философии уровня «пацанских пабликов» «На районе» ничем похвастаться не может.
3 из 10