Черная вдоваИзящный роман Дафны Дюморье «Моя кузина Рэйчел» (1951) уже переносился на большой экран Голливудом в 1952 году — это была классическая постановка с участием Оливии ДеХэвилленд и молодого Ричарда Бартона. Фильм не был шедевром, но оказался очень красивой и превосходно сыгранной драмой, удостоенной четырех номинаций на «Оскар». И вот, более чем полвека спустя, свой взгляд на книгу решил продемонстрировать режиссер Роджер Мишелл («Ноттинг Хилл»).
Сюжет остался без изменений — юный сирота Филип Эшли, воспитанный кузеном Эмброзом, узнает, что его опекун, уехавший в Италию на лечение, скоропостижно скончался от тяжелой болезни. В своих письмах Эмброз рассказывал, что женился на очаровательной вдове Рэйчел, оставшейся без средств к существованию. Но перед смертью Эмброза его письма стали более тревожными и неоднозначно намекающими на причастность Рэйчел к его плохому состоянию. Когда женщина приезжает в поместье, Филип решает вывести предполагаемую злодейку на чистую воду, но вскоре понимает, что влюбляется в нее.
Создавать экранизации романов после выхода классических постановок — дело довольно рискованное. Особенно, если автор не в силах сказать что-то новое на старую тему, как это и вышло с постановщиком Роджером Мишеллем, самолично написавшим сценарий. Поскольку режиссура картины 1952 года была немного простовата, то в данном случае выпадал превосходный шанс рискнуть и поиграть в Хичкока, наполнив фильм тонким саспенсом, намеками, психологическими дуэлями и завораживающей недосказанностью. К сожалению, Мишелл благополучно упускает такой шанс и превращает историю о роковом доверии и муке постоянных сомнений в нудную и чрезмерно истеричную мелодраму о неудачном любовном романе. Визуально кино выглядит очень живописно — но любование природными ландшафтами у режиссера занимает больше времени, чем прорисовка характеров и построение сюжета. Отношения Филипа с братом, очень важные для формирования образа главного героя, поданы пунктиром в начале и остаются где-то за кадром, подруга Луиза вообще выглядит каким-то лишним персонажем. Тонкость взаимоотношений главных героев подменена скандалами и неуместными (даже неуклюжими) постельными сценами, которые не в силах привнести химию в актерский дуэт. После идеальных Бартона и ДеХэвилленд Клафлин и Вайс выглядят их бледными копиями: если первый неубедителен и пресен, а также часто переигрывает, то лауреатка «Оскара» вообще попала мимо образа. В ее героине совершенно нет загадки и той гипнотической двойственности, сочетающей мягкое обаяние и какую-то чертовщинку, что делало Рэйчел женщиной, перед которой мужчины легко теряли голову. Вместо этого актриса под неудачным режиссерским руководством постоянно выбирает неверные эмоциональные средства, а также не выглядит сильно старше своего возлюбленного, что тоже должно было работать на создание необходимого психологического контраста. Вдвоем им никак не удается вытянуть на нужный уровень разыгрываемую историю, поскольку именно на тонкостях взаимоотношений и строилась вся сюжетная основа. Мишелл упорно не чувствует, какими способами необходимо удержать и взволновать публику, из-за чего зрительское внимание уже в середине начинает соскакивать, а происходящие события перестают увлекать. Одним словом, данное кино является дополнительным баллом в копилку тезиса «книга лучше», ну а для тех, кто читать не любит — всегда есть классические постановки, которые редко оказывались откровенно неудачными.
5 из 10