Женщина в черномАнглийская писательница и биограф Дафна Дю Морье является одной из наиболее известных британских литературных авторов XX века. Большинство ее романов были экранизированы, и один только Альфред Хичкок снял по ее книгам такие культовые картины, как: «Ребекка», «Трактир Ямайка» и «Птицы». Что не удивительно, ведь многие романы Дафны имеют весьма интригующие, таинственные и даже иной раз откровенно страшные сюжеты, мимо которых королю ужасов было трудно пройти. Впрочем, не менее трудно остаться равнодушным от ее произведений и простым читателям. Она писала остросюжетные драматичные романы с детективным уклоном. Нередко и откровенно любовные, какой, например, получилась «Французова бухта». И ее книги спокойно могли бы пылиться на полках бульварных чтив со слащавыми обложками, кабы не оригинальный стиль вкупе с потрясающей прорисовкой персонажей, а так же умением тонко передавать дух эпохи и атмосферу тех или иных событий. Более того, ее герои всегда имели внутренний конфликт и не страдали поверхностностью.
Книги Дю Морье уже давно стали классикой и каждая из них заслуживает только самых лучших переносов на кинопленку. Но увы, и ах, — с переносами редко когда бывает все гладко. Даже великолепный Хичкок, потрясающе экранизировав рассказ «Птицы», с «Ребеккой», к сожалению, справился не на отлично. Книга (на мой взгляд одна из самых лучших), пугала и запутывала намного больше, чем лента Альфреда. Что уже говорить о менее талантливых режиссеров… Да и вообще, одно из самых неблагодарных дел в кинематографе — это экранизирование. Редко, очень редко когда читатели бывают довольны. Трудно абстрагироваться от понравившегося книжного романа, при прочтении которого фантазия рисует свой собственный идеальный фильм, и переключиться на версию того, у кого видение совершенно иное. Свежая экранизация «Моей кузины Рэйчел» на мой взгляд была лишена того глубокого драматизма, что буквально источал книжный первоисточник. Роджер Митчел, режиссер известной романтической комедии «Ноттинг Хилл, был больше увлечен детективной составляющей и антуражем картины. Он с удовольствием «интриговал», давая возможность главной героине в лице Рэйчел Вайс окончательно и бесповоротно запутать зрителей, с чем та весьма неплохо справилась, но при этом не смог по-хорошему «стравить» ее с экранным партнером.
Образ своей тезки, Рэйчел воплотила пускай и не совсем тонко, но зато весьма притягательно. Как только она появляется в кадре, веет чем-то потусторонним и холодным. Ее персонаж вызывает кучу противоречивых эмоций, и нет ни одной сцены с участием главной героини, которая была бы скучна или неинтересна. А в эпизоде, в котором оная возвращается из города на старой повозке в своем траурном одеянии, кажется, что сама смерть возвращается из ада, как только замечаешь на дальнем плане экрана призрачный силуэт. Смерть, которая спокойно глядит на тебя из под вуали, чаруя своими бездонными глазами. Думаешь, — а может померещилось? А может, это просто воображение разыгралось? На протяжении всего просмотра с интересом смакуешь каждые действия Рэйчел, проводя внутри себя анализ. А вот ее экранный партнер оставил к себе равнодушным. Все его переживания больше обозначались внешне посредством обмороков и слезных истерик, чем исходили изнутри. Сэма Клафлина нельзя назвать деревянным, но он все же не смог уловить весь внутренний конфликт своего персонажа и выдавал лишь инстинкты оного. А в сценах с Рэйчел и вовсе пассовал. В каких-то эпизодах, кстати, это было очень к месту, но фильм не может стоять на месте, как не может актер тормозить фильм, не наделяя своего героя различными гранями, а так же не развивая его.
Самое же печальное заключается в том, что не возникло химии между главным дуэтом — отношения двух персонажей недобрали и в драматизме, и в психологизме, а кульминация совершенно лишена надлежащего трагизма. Что немудрено, ведь в том же вулкане, перед взрывом, происходят различные процессы, и чтобы проникнуться сочувствием к герою, пронося через себя всю безысходность его ситуации, чувства этого героя должны по нарастанию закипать, причем не только снаружи, показывая зрителям те или иные внешние проявления, но так же и изнутри. Вот и остается уповать на беспроигрышный сюжет, образ главной героини, ну и антураж. Но поверьте, кино от этого хоть и страдает, но все же не перестает увлекать. Кстати, по поводу антуража — авторам удалось создать на экране какую-то мистическую атмосферу. Впрочем, на атмосферу тут работают и другие немаловажные аспекты: костюмы, грим, интерьеры, живописные натурные съемки и, непременно, музыка Раэля Джонса — композитора фильма. Картина красива. Некоторые кадры хочется отложить в памяти, чтобы в момент непреодолимой тоски, посредством фантазии, вытащить своему внутреннему взору, а места из фильма желаешь непременно посетить.
P.S. Свежая экранизация романа Дафны Дю Морье по большому счету выезжает за счет интересной оригинальной истории, образу главной героини и таинственной атмосферы. И больше всех тут постаралась Рэйчел Вайс, которая сыграла может и не на Оскар, но зато интересно подала характер своей литературной тезки. Все остальное держится на крепком книжном первоисточнике. История настолько интригующая, что даже недобрав в драматизме, уже только из одного детективного сюжета можно сколотить надлежащий каркас, дабы увлекательность не пошла трещинами, развалившись на части.
7 из 10