Великие мастераВ своей 11-й полнометражной работе Вонг Кар-Вай рассказывает историю жизни мастера восточных единоборств. Правда у режиссера получилась не совсем типичная биографическая лента: в большой степени раскрываются отношения Ип Мана и Гонг Эр, которую играет великолепная Чжан Цзыи. Также уделяется много времени другим мастерам и другим школам кунг-фу, но суть фильма не в этом…
В ленте Ип Ман говорит, что он учит «кунг-фу» (два слова, два движения, никакого «циркачества», никакого «позерства»). Кар-Вай облекает жизнь мастера в стремительную историю, рассказанную в очень лаконичной форме, однако использует очень богатые визуальные образы и легкую театральность. И этому можно найти несколько подтверждений.
Во-первых, у фильма не классическая, типичная для кино, а скорее театральная структура: вместо 3-х актов, историю можно разделить на две части (до войны, после войны). Во-вторых, у каждого персонажа свой стиль, своя «хореография» боя, каждому автор уделяет время, каждый получает возможность исполнить свой «танец смерти». В итоге, получается довольно много экшена. В свою очередь, для связки между экшен сегментами используется минимальное количество сцен, диалоги содержат минимальное количество слов, а сами драки, довольно стремительны, количество движений опять-таки сведено к минимуму. При этом соотношение замедлений и рапидов идеальное, а сопровождающие поединки визуальные образы окружения (капли дождя, падающий снег, разливающийся чай и т. д.) просто идеальны. Таким образом, история рассказан довольно простым языком (с точки зрения текста), но утяжелена очень мощным визуалом, который её дополняет, является её неотъемлемой частью. В общем, философия Ип Мана сохранена, и режиссерский почерк прослеживается в совсем «не аскетичной» картинке.
Что же получается!? Идеальная форма, идеальная история, игра на полутонах, соотношения света/тени, культура востока (китайская опера, чайные, азиатская философия и многое другое). Идеальный фильм о мастерах боевых искусств от мастера кинематографа…
9 из 10