2013. Великий мастерЧто ожидается от просмотра этой картины из синопсиса? Ожидается биографическое повествование ИП-Мэна. Вот он в тюрьме, расстроенный как Джейк Ла Мотта или, наоборот, спокойный как 'Ураган' Дензела Вашингтона. Вот - его взамиоотношения с родителями и другими членами семьи. Вот его девушки и влюбленности. Ну и конечно - отточенные сцены боевых искусств, сделанные в эстетике 'Однажды в Китае' Джета Ли.
Но это только ожидания. Причем ожидания, основанные преимущественно на американских байопиках - скучных, но биографически точных и последовательных. Но сама стилистика картины Вонг Кар Вая говорит о том, что его вероятно, также как и меня, здорово раздражают поучительные американские байопики, основанные на статьях из Википедии.
Прежде всего Вонг Кар Вай отказался от последовательной повествовательной структуры. Мы не узнаем всех главных нюансов биографии героя - а нужно ли? Тут внимание фокусируется совсем на другом - на мыслях, которые герой кратко и лаконично излагал. А также, на времени в котором он жил. Рваные 'цитаты' жизни героя не имеют информативной составляющей. Режиссер, похоже, просто старался помочь зрителю прочувствовать определенное время, мысли и ситуации.
Многочисленные зрелищные сцены полностью противоположны тому, что мы видим в 'Однажды в Китае' с Джетом Ли. Хотя, в обоих фильмах речь идет об одном и том же периоде и о кунг-фу. Вонг Кар Вай показывает нам качественно иную эстетику кадра, фокусирующую внимание на отточенности каждого движения, а совсем не на реакции и быстроте.
Усиливает фильм история любви. Как это присуще режиссеру, он постарался тут показать сложные и совсем неоднозначные отношения - отношения, основанные на соперничестве, которое вполне могло перейти в сотрудничество.
В итоге: очень неожиданный фильм, полностью не оправдывающий ожидания. Фильм, который сделан безупречно. Фильм, который оставляет долгое послевкусие. Фильм, который формулирует новое направление как байопиков, так и фильмов про кунг-фу
9 из 10