От эволюции к революцииФантастический фильм 'Планета обезьян', снятый в далеком 1968 году американским режиссером Франклином Дж. Шеффнером с Чарльтоном Хестоном в главной роли, ныне признается безусловной классикой жанра и одной из лучших фантастических картин вообще, играющей как на поле чистого развлекательного кино, так и имея под собой серьезное философское наполнение. Породив ряд менее удачных как с художественной, так и с финансовой точки зрения продолжений, история о Планете Обезьян продолжала быть актуальной и в 21 веке. В 2001 году вышел римейк картины 1968 года под руководством Тима Бертона, долженствовавший возродить культовую франшизу для нового поколения зрителей, однако кассовый провал перечеркнул эту идею и только в 2011 году вышла на экран новая лента о Планете Обезьян - не римейк, а ребут, переосмысление, к первым лентам по сути отношения не имеющая, абсолютно новая история и новая франшиза, получившая название 'Восстание планеты обезьян' и ставшая первым крупным голливудским проектом английского режиссера Руперта Уайатта.
В центре сюжета фильма Уайатта находится молодой ученый Уилл Родман, проводящий испытания нового лекарства от болезни Альцгеймера на гориллах. В результате побочных эффектов от опытного образца препарата один из подопытных подопечных Уилла, горилла Цезарь, приобретает невиданный интеллект даже как для братьев наших по разуму, а Уилл тем временем все больше привязывается к Цезарю. Но очень скоро Уиллу и всем остальным людям придется поплатиться за свое поведение по отношению к подоптным животным.
Как таковая зрелищная экшен-составляющая в ленте кажется сугубо вторичной и позиционировать фильм Уайатта как одноразовый блокбастер невероятно тяжело. В бунтующем Цезаре слышны призывы к человечеству не быть жестокими не только по отношению к животным, но и к самим себе и эти призывы звучат на первом плане фильма отчетливо, почти пропагандистски. Возможно, данную актуальную мысль и доносят до зрителя излишне прямолинейно и манипуляторски, вполне в духе большинства американских блокбастеров, однако это не отменяет качественного идеологического наполнения фильма, ведь едва ли каждый блокбастер его имеет вообще; развлечение крайне редко выходит за рамки, становясь искусством, а 'Восстание планеты обезьян' следует воспринимать как произведение искусства, хоть и местами закованное в цепи типичного голливудского зрелища. Цезарь по сути поднимает бунт безвольных и начинает беспощадную борьбу за свободу. Рупер Уайатт буквально выносит смертный приговор всему человечеству, завязшему в пороках, гонке за прибылью, приговор людям, вставшим на путь не эволюции, а регресса и деэволюции, путь в никуда. Но и правота Цезаря оказывается в определенные моменты сомнительной: как бы нечаянно в кадр попадают фасции и разумный Цезарь, управляющий своей деструктивной массой, становится воплощением медленно взращиваемой диктатуры. Те, кому мстят и те, кто мстит в один миг становятся равны друг перед другом; морали больше нет, лишь кровь да порох, и битвы до самой смерти.
Актерские работы в ленте отличаются самодостаточностью, цельностью и качественным перевоплощением. Убедителен в роли Уилла Джеймс Франко, создавший образ человека, склонного к гуманизму и противостоянию Системе. Во второй раз представший в личине компьютерной обезьяны Энди Серкис блестяще отыгрывает роль Цезаря, завораживая зрителей даже своим взглядом. Также харизматичных персонажей создали в фильме Брайан Кокс, Джон Литгоу и Том Фелтон, хотя, безусловно, первой скрипкой в ленте является Цезарь и остальные герои его лишь дополняют, не оттеняя.
С визуальной точки зрения 'Восстание планеты обезьян' представляет из себя истинное зрелище голливудского размаха, однако все до боли реалистичные спецэффекты не довлеют над содержанием фильма; форма не разбита. Оператор Эндрю Лесни и режиссер Руперт Уайатт сосредотачиваются не только на экшене, который оказывается отнюдь не майклобэевского плана, но и на личностях главных героев, придавая ленте монументальное многоголосое звучание под изумительные переливы санудтрека Патрика Дойла, идеально сливающегося с видеорядом.
'Восстание планеты обезьян' - фильм из категории интеллектуальных блокбастеров, затрагивающий массу серьезных и не утрачивающих своей актуальности тем. Масштабное, завораживающее и стильное кинозрелище, лишь по касательной связанное с классикой 1968 года. Всем киноманам к просмотру рекомендуемо в любом случае.
8 из 10