Не возвращайся никогдаНедалекое будущее. Компьютерная программа Skynet уничтожила три миллиарда человек — на Земле правят машины. Выжившие организовывают группы сопротивления в надежде уничтожить взбунтовавшийся искусственный разум. Одна из операций, которой руководит военный лидер Джон Коннор (Кларк) завершается успехом, но Skynet готов к такому развитию событий. В прошлое отправляется терминатор — робот-убийца, чья цель — мать Джона Сара Коннор (Эмилия Кларк). Вслед за ним во времени переносится правая рука военачальника Кайл Рис (Джэй Кортни), который надеется остановить киборга и тем самым спасти мир.
Поклонники франшизы «Терминатор» считают, что в ней всего две части — те самые, что ставил Джеймс Кэмерон. Еще два фильма, снятые другими режиссерами (Джонатаном Мостоу и МакДжи), воспринимаются больше как фан-фики, вариации на классическую тему. К их числу присоединяется и «Генезис» Алана Тэйлора — то ли сиквел, то ли ребут, а на деле совсем необязательное переосмысление одной из лучших фантастических историй ХХ века.
Чем брал «Терминатор» Кэмерона? Прежде всего, оригинальностью. Свежий сюжет, новаторский концепт роботов, прописанная с нуля захватывающая идея. «Генезис», к сожалению, ничем подобным похвастаться не может, делая ставку на наработки своих предшественников. Главный сценарный финт был безобразно слит публике еще в трейлере, а новый терминатор, который должен был, судя по всему, стать красой и гордостью фильма (хотя стойте, есть же Арни!), предательски напоминает старого-доброго Т-1000 — пусть и несколько модернизированного. Тот, к слову, тоже появляется — вот только никаким новым трюкам за двадцать с лишним лет не научился, лишь сменив лицо Роберта Патрика не внешности корейской звезды Ли Бен Хона.
За успехом научной фантастикой, как правило, стоит ее логичность — когда зритель четко понимает, что происходит, то ему легче воспринимать происходящее, проникнуться атмосферой, сопереживать героям. В классической дилогии Кэмерон все разжевал до косточек, и это было ее козырем — причины, следствия и мотивации были на своих местах, два плюс два давало четыре, ломать мозги не приходилось. В «Генезисе» публику с самого начала бьют по голове параллельными временными линиями и искривлениями в континууме — тут даже если захочешь разобраться, то до истины не докопаешься. «Просто так надо», — говорит Тейлор, и вот уже седовласый Шварценеггер стреляет из дробовика в себя молодого.
Арнольд — ключевая фигура франшизы, и без его согласия «Генезиса», пожалуй, не было бы вовсе. В отличие от четвертого фильма, где у бывшего губернатора Калифорнии было всего лишь камео, Шварценеггер вернулся всерьез, и это, пожалуй, единственная хорошая новость. Присутствие Арни в кадре не только добавляет картине душевность и ностальгические нотки — мол, а помните в 80-х… Его Т-800 еще и оказывается отличным комедийным персонажем — если воспринимать происходящее, как пародию, то даже выражение лица Кортни не так раздражает.
«Генезис» связан с фильмами Кэмерона лишь названием — это наивный и не самый изобретательный современный блокбастер, который захотел причаститься к вечному, но не позаботился о твердом фундаменте, надеясь исключительно на мощную личность Шварценеггера. Без фирменного «I`ll be back» не обошлось, но это не тот случай, когда надеешься, что Арнольд сдержит обещание. Уж лучше остановиться прямо сейчас.