Лорелея от парфюмераТалантливый писатель Джэйкоб Виндич, пребывавший до этого в беспечной неге среди, как утверждают газеты, шотландских болот, против своей воли оказывается захвачен вихрем интриг, связанных с экранизацией его сверхпопулярного романа о красавице Лорелее. Основные события фильма разворачиваются в «Россини», дорогом мюнхенском ресторане, названном так в честь своего хозяина итальянца Паоло Россини.
Второе название ленты: «Извечный вопрос: Кто с кем спал?» — подразумевает наличие между персонажами сложных и запутанных отношений. Ну а кто признанный источник всех проблем на свете? Конечно, женщина! И действительно, в фильме выведен ряд ярких и гротескных женских образов: безумная журналистка Шарлотта, кайфующая между двумя поклонниками Валери, любовница садовника Фанни, сноровистая подавальщица Серафина, мечтающая о главных ролях Белоснежка… Но ни в одной героине, сколько ни вглядывайся, не разглядишь ни бескорыстия, ни верности, ни даже простой моногамии. Разве что в рыжеволосой Ватусник, но она, увы, к мужчинам вовсе равнодушна.
Как известно, сценарий к ленте написал никто иной, как Патрик «Парфюмер» Зюскинд. Много говорилось о том, что фильм во многом пародирует собственные разборки Зюскинда с продюсерами-«экранизаторами», что Патрик ни в коем случае не хотел делать кино, назывались даже конкретные имена прототипов. Наверное, все это так. Но я подумал прежде всего не о перипетиях постановочного процесса, а об отношениях художника со «слабым полом». И после «Россини» теперь уже сам «Парфюмер» заиграл для меня, так сказать, новыми подтекстами. Ведь как, должно быть, допекли мужика в свое время все эти прелестницы, что в своем бессмертном романе он изображает женщин, главным образом, в качестве сырья для создания совершенного аромата?! Не чародейки, не музы, не ведьмы, не вампирши в конце концов! Компоненты. Не более того. Да, натерпелся, видать, парень…
Можно провести определенные аналогии с непревзойденным гринуэевским «Поваром, вором…», но, пожалуй, различий все-таки больше, чем сходств. Во-первых, картина не настолько стильная (такая цель и не ставилась), во-вторых, нет ярко выраженного злодея, в-третьих — здесь гораздо больше сюжетных линий. И главное — тот фильм, условно говоря, «антимужской», а этот… Впрочем, я уже повторяюсь.
Стоит ли смотреть? Думаю, да. Лично я получил удовольствие и от игры актеров (трудно даже кого-то выделить), и от хитросплетений сюжета, и от блестящих сатирических диалогов. Любовь и голод правят миром! Ничего тут не попишешь.