Виденный единицами, замечательный британский фильм безвестного Роя Боултинга однозначно попадает в категорию картин, с которыми, невзирая на отсутствие регалий, необходимо ознакомиться пытливым поклонникам кино, не брезгующим перекрестными ссылками. Легче всего наткнуться на «Twisted Nerve», будучи ярым поклонником диснеевской звездочки Хейли Миллз, желающим посмотреть, в кого выросла эта озорная курносая девчушка, или почитателем композиторского гения Бернарда Херрманна, решившим узнать, откуда появилась использованная Тарантино в «Kill Bill» приставучая, и, вместе с тем, не лишенная надрыва мелодия с одноименным нашему фильму названием.
Отыскав ленту в безбрежном океане мирового кинематографа, главное — не испугаться ее жанровой составляющей. Прочитав синопсис, несложно спутать картину с каким-нибудь кровопускательным слэшером. Но зацикленность режиссера на персонажах, глубокий образ протагониста и общая художественность, вполне сопоставимая с поздними работами Хичкока, не позволяет поставить «Расшатанные нервы» в один ряд с тупоголовыми «Хэллоуином» и «Пятницей 13-го».
Главный герой повествования — двадцатиоднолетний Марти — милый парень с приятной внешностью, скрывающиеся за которой демоны гораздо страшнее типичного переходного возраста, отягощенного наличием отчима, и сулят вещи посерьезнее банального бегства из дома. В то время, когда иные из его ровесников к этому периоду если и не твердо стоят на ногах, то хотя бы идут по направлению к своей цели, Марти, под неустанным покровительством буквально боготворящей своего сына матери, все время бездействовал, ничему не научился и лишь множил свои и без того немалочисленные комплексы и неврозы. Но то, что в обычной ситуации превратило бы индивидуума в бесхребетного увальня, в совокупности с врожденным изъяном породило монстра. Не хотелось бы, конечно, утруждать читателя псевдонаучной отсебятиной и глубиной своего невежества раздражать людей, отдавших изучению психиатрии многие годы, но так и тянет пофилософствовать.
А в самом деле, неужели в самых страшных из человеческих пороков повинны только внешние факторы: воспитание, положение в семье, детские переживания, отношения с социумом, физические отклонения и т. д.? И насколько, в свою очередь, велико значение наследственности, первоначально заложенных данных? Как объяснить, что пережитые разными людьми одинаковые моральные удары, только закаляют личность одних и подтачивают нормальное состояние других? И где проходит та невидимая грань, за которой жалость к себе вкупе с обидой на весь окружающий мир мутирует в обсессивный импульс убивать. Вот взять хотя бы серийных убийц, в разговоре о которых часто ссылаются на случаи сексуального насилия в детстве, имевшего место в их биографии. Но вдумайтесь, как часто такие вещи происходят по всему миру, и, несмотря на серьезные психологические травмы, далеко не каждый ребенок вырастает в душегуба. Вспоминается развязка хичкоковской «Веревки»: ошарашенный и убитый горем герой Джеймса Стюарта, несмотря на схожие взгляды и былую дружбу, вдруг обнаруживает бездну, разделяющую его со своим учеником, решившимся на убийство своего хорошего приятеля и устроившего ради демонстрации собственного превосходства званый ужин прямо на его импровизированной могиле — большом сундуке.
Не менее пугают мысли о том, насколько хрупка иллюзия нашей с вами безопасности. Каждый день мы знакомимся с новыми людьми, и где, скажите мне, гарантия, что этот скромный, вежливый парень не порубит вас на куски на вашей же кухне, сказав потом, что это ему приказал помидор. В фильме весьма наглядно продемонстрировано, как обычная добродетель может обернуться трагедией: зачастую мы сами пускаем убийц в свой дом с радушием и приветливой улыбкой, всячески отгоняя спровоцированные инстинктом самосохранения и зловредной памятью жуткие образы из новостей и газет: «Ну нет, это же не может случиться со мной».
В общем, незаурядный фильм. Боултинг оказался прилежным учеником не только все того же Хичкока, но и Майкла Пауэлла с его опередившим время «Подглядывающим». Режиссер очень дорожит своими персонажами, выписывая их реплики на уровне диалогов социальных драм, тем самым позволяя зрителю сжиться с героями, обеспечивая в финале подлинный драматизм и неподдельный саспенс. А как хороша музыка… Думаю, не сложно уловить очередную параллель с творчеством великого Альфреда.
Отдельное удовольствие лицезреть Хейли Миллз, превратившуюся в девушку такого класса, что не присвистнуть в ее сторону было бы равнозначно признанию в равнодушии к слабому полу. Добавьте сюда саркастичного детектива, без коего немыслим ни один британский триллер, а также тонкие авторские намеки, подобные сценам, в которых Марти принимают за парня героини Миллз, обнажая простую истину о мнимой природе комплекса неполноценности, печать которого не обошла стороной и Марти.
Конечно, при желании можно пожурить фильм за шероховатость ритма и вольное отношение к научной части, но так ни кто и не говорит, что перед нами безупречный шедевр, а лишь достойнейший представитель жанра, безапелляционно доказывающий, что на хорошее кино можно наткнуться в любой части сокровищницы десятой музы.