Когда летишь как молния — упадёшь как громПосмотрев «Валентинку», можно сразу предположить творческий путь Дерека Сиенфрэнса: ему по вкусу семейные драмы, история в которых затрагивает как прошлое, так и настоящее. Из «Валентинки» в следующий фильм режиссёра перекочевал только Райан Гослинг, но Сиенфрэнс не растерялся и поставил ему в пару ещё одну большую голливудскую звезду — Брэдли Купера. Их жён сыграли тоже женщины весьма успешные — Ева Мендес и Роуз Бирн, а в сыны достались Дейн ДеХаан и Эмори Коэн — парни, только начинающие своё восхождение к мировому успеху.
Сиенфрэнс не стал писать для актёров такой сюжет, который бы с первых минут казался исключительно голливудским. Драма могла получиться пафосной, выхолощенной, подделывающейся под требования зрителя, намеренно усиленной в эмоциональном плане. И всё же режиссёрские намерения были иными, так что перед нами вполне спокойная, обыденно-бытовая, не претендующая на «Оскары» история, которая на первый взгляд ничего в себе не несёт, кроме интересной формы.
Три акта. Первый — про байкера, пытающегося заработать банковскими ограблениями на лучшую жизнь для сынишки и любимой девушки, ставшей женой кому-то другому. Байкер не сдаётся. Ступив на скользкий путь, он уже не в силах остановиться. Второй — про честного полицейского с большими амбициями и, опять же, благими намерениями, ведущими в ад. Его жизненная стезя неожиданно переплетается с судьбой байкера весьма трагическим образом, и даже время не способно до конца разрешить этот конфликт. Третий — про детей байкера и полицейского, которым суждено столкнуться с последствиями прошлого, а потом сделать самый сложный в своей жизни выбор — выбор прощения.
Как видите, форма подачи очень впечатляет. То, что Сиенфрэнс уместил в два часа экранного времени, некоторые писатели или режиссёры обычно рассказывают множество серий — как книжных, так и телевизионных. Здесь же нам абсолютно не важно подробное жизнеописание кучи героев, от первой до последней степени значимости, потому что у нас уже есть несколько человек, чьи поступки будут являться поворотными моментами в судьбоносной пружине общего удела. Фильм наглядно показывает в хронологическом порядке, как одно неверное решение, подкреплённое постулатом «я хочу как лучше любой ценой», и последовавший за ним ряд неосторожных действий могут породить такую цепь сокрушительных событий, что остановить её можно будет единственным способом — переступив через себя, сломав собственную гордость ради установления мира.
Да, для этого потребовался именно предложенный схематический стержень. Можно было, например, оставить в центре повествования только настоящее, сразу приступить к третьему акту, а всё прошлое показать в длинных флэшбеках, но… зачем? Зачем придумывать дополнительные сложности и банальности, если мы только что смогли
от и до проследить целый наследственный путь, не отвлекаясь на посторонние вещи? Этим «Место под соснами» и подкупает: жизнеутверждающей достоверностью, что не углубляется в философские дебри ради поиска ответов на важные вопросы и дилеммы, так как сама по себе является сильным вопросительным знаком для зрителя, который непременно во время или после просмотра найдёт ответ не где-нибудь, а в собственной душе.
Всё зависит от человека. То, что мы делаем сейчас, уже рождает наше будущее.
«Место под соснами» — не шедевр, но хороший, добротный, атмосферный фильм, затрагивающий важные темы. На данный момент Дереком Сиенфрэнсом к выходу готовится первая экранизация по книжному оригиналу, а не по самостоятельному сценарию — «Свет в океане», очередная семейная драма, наверняка способная порадовать нас не меньше, чем предыдущие проекты данного режиссёра.
Что ж, будем ждать и надеяться на лучшее.
7 из 10