Стефания Сандрелли — триллер в мозгуИтальянские триллеры 70-х находились в особой идеологической взаимосвязи с литературными работами Вильгельма Райха. Многие его предположения и задумки выдавались за желаемое в сравнительно большом количестве. А ведь он еще и занимался вопросами психоанализа. Фильм Серджо Соллима построен строго на основе известных теорий, с использованием теоретической научной прослойки.
Вот, если не особо вдаваясь в подробности взять и наложить на сюжетную канву фильма классические этапы психоанализа, то будет тождество. Начало ленты действительно напоминает методологию «свободных ассоциаций». Соллима талантливо смешивает факты и домыслы, стараясь спрятать правду как можно глубже от зрителя. Это создает впечатление совершенно сюрреалистическое, ибо нам рассказывают о банальном вроде бы убийстве богатого и достопочтенного отца семейства (в исполнении Мориса Роне). Но режиссер лукаво и осторожно переводит все повествование в набор «ярких пятен», вспышек памяти и якорей внимания.
Потом, не особо предупреждая зрителя о своих планах Соллима переходит к толкованию первоисточников конфликтов. Подноготная приоткрывается и зритель попадает в странное подобие «Расемона», где факты, правда и истина кружатся в странном танце не приходя к согласию.
Дождавшись наступления точки, когда самый лояльный зритель уже мог бы «вскипеть», Соллима фиксирует в истории вопросы «сопротивления» и «переноса», закручивая по ходу финал так, чтобы главное противоречие было проработано героями. Таким образом, логическая проработанность финала симметрична начальной нелепице.
Приятно удивляет подбор актеров. Известный по «Космической одиссее» Кубрика Кейр Дуллеа и не нуждающаяся в дополнительном представлении Стефания Сандрелли выдают вполне самодостаточное исполнение. Их герои кажутся полностью сбитыми с жизненного пути, а оттого разобрать где актеры переигрывают, а где «попадают» в точку невозможно. Им просто веришь. Равно как и всем другим актерам.
«Дьявол в мозгу» — фильм очень не ровный. Он виляет от детектива к giallo, потом в арт-хаус, а оттуда в простую и понятную драму, которая может претендовать на особый философский подтекст. Ведь герои тут настолько архетипичны, что нельзя не провести параллели между смертью отца и Эдиповым комплексом, неизвестным преступником и Другим, холодной и доброй матерью и мучимым виной ребенком, которому приходится оправдываться за насилие. Как в калейдоскопе все. Чуть изменится угол взгляда, сдвинется трубка просмотра и перед нами окажется заурядный и скучный триллер. Противоречиво и глубоко все получилось, значит достойно просмотра и последующего обсуждения.
8 из 10