Много слов уже было сказано выше, поэтому не вижу смысла говорить о тонкостях сюжета (о Еве все знают либо по своему опыту, либо наслышаны по чужим отзывам), рассуждать на тему идеи аниме или её смысла (о Еве почти каждый имеет свое неоспоримое мнение) и перечислять все измененные или вырезанные из Ребилда эпизоды оригинала я также не стану (оставлю посекундный разбор фильма истинным фанатам, знающим Еву, как «Отче наш»). А рассказать хочется о том, чем же эта версия Евы отличается от предка, в чем она на него походит, а что в ней есть своего собственного, ну и, наконец, с чего вдруг Rebuild вызвал симпатий куда больше, чем подлинник.
Первое, что сразу же порадовало в Ребилде, так это то, что фильм не становится банальной нарезкой кадров оригинального сериала, как это почти всегда происходит со всевозможными Director`s Cut (в этом плане полнометражная Тетрадь Смерти ярчайший представитель со знаком «минус» подобных проектов). Ведь было бы очень просто и по-своему логично спустя столько лет сделать маркетинговый ход по выжиманию последних сил из бренда прошлых лет. Однако авторы на эту подлость по отношению к зрителю не пошли, за что им первое спасибо. Rebuild of Evangelion — это произведение по-своему оригинальное, оно, безусловно, снято «по мотивам», но в тоже время обладает своей изюминкой и исправляет (или совершенствует) многие недостатки многосерийного предка.
Благодаря своей сжатой форме, Ребилд получился куда более лаконичным, более стремительным и захватывающим. Здесь меньше разжевывания, меньше натужных слез и игры на зрительских нервах. Да, отчасти, Ева теряет этот свой засасывающий болотный эффект, из-за которого одних сериал вгонял в транс, а других неимоверно раздражал. Динамика фильма и его концентрированность несопоставимы с размеренностью и тягучестью оригинала. Евангелион по своей сути — аниме в гораздо большей степени основанное на психологии, на чтении «между строк», нежели чем на какой-то строгой и обязательной последовательности событий и изложения фактов. Потому авторам удалось безболезненно вырезать многие эпизоды, сделав действие фильма более облегченным, но при этом не слишком обедняя его.
Говоря о том, насколько сокращенная форма Ребилда сказалась на раскрытии образов героев и сюжета, отмечу, что фильм стал чуть более отдаленным от самих персонажей. Ведь Еву можно совершенно четко разбить на две части: условно основное повествование о том, как мехи-евангелионы сражаются с ангелами, и история о том, как дети-пилоты в перерыве между битвами сражаются с самими собой. Так вот, если жертвовать первым было нельзя, то бОльшая часть всего вырезанного пришлась на второе, хотя именно в повествовании между сражениями заключена вся соль и идея драматической составляющей Евангелиона. Чем был так знаменателен сериал? Тем, что он изобиловал внутренними конфликтами и микроконфликтами героев, он был полон ломок, полон острых углов. Ребилд же в этом плане оригиналу уступает: если первый фильм еще балансировал на грани между «внутренним» и «внешним», то продолжение явно отдало приоритет второму. Тем не менее, не могу сказать, что это однозначно плохо, либо хорошо. Потеряв в одном, новый Евангелион приобрел в другом.
Evangelion был и остается очень характерным и показательным произведением для всей современной японской анимации. Без преувеличения можно сказать, что Ева стала прародителем огромного множества аниме, в ней сокрыта масса идей и мотивов, которые использовались, используются и будут использоваться еще не в одной работе. Neon Genesis Evangelion — абсолютно типичная (в самом лучшем понимании этого слова) для японцев картина, и Rebuild of Evangelion здесь не стал исключением. Проблематика Евы с её вопрошанием «можно ли жертвовать настоящим ради будущего», её идея «избранности» детей-пилотов, контрастность между научной фантастикой и психологической драмой, да и сама проблематика болезненного взросления и социализации — все это настолько присуще и свойственно японской культуре. Хорошо, что авторы Ребилда не стали изобретать велосипед и с почтением отнеслись к традициям.
Все вместе я оценил бы на твердое «хорошо», может быть, даже с «плюсом». Не знаю, насколько этот фильм удачен для ярых фанатов и поклонников оригинала-сериала, наверняка найдутся те, кто станет клеймить позором Ребилд за его вторичность, за его сжатость, за что угодно еще, но с позиции стороннего зрителя, который к Еве относится более спокойно и сдержанно или же который Еву не смотрел никогда, этот цикл «Евангелиона По-новому» станет отличной альтернативой или же прологом к знакомству с более тяжелым оригиналом.