Достойное продолжение начатогоСоздатели телеэпопеи «Военная разведка», похоже, действуют по принципу Джорджа Лукаса, который начал свои «Звёздные войны» с «эпизода 4» (если я с ним не запутался в нумерации), а спустя много лет наконец-то начал с начала. Так и здесь: сперва вышла часть «Западный фронт», через год- «Первый удар» (о первых месяцах войны), а ещё через год- «Северный фронт», повествующая об открытии разведшколы и встрече «сквозных» главных героев эпопеи- военных разведчиков. Так что теперь её лучше всего смотреть в хронологическом порядке и именно с «Северного фронта» (хотя возможно, что между «Первым ударом» и «Западным фронтом» вскоре доснимут ещё часть, о 1942-м годе).
Что очень радует, так это сохранение целостности стилистики сериала (по крайней мере, я не заметил каких-то существенных отличий между его частями, хотя действие происходит в разное время и в разных местах- где-то больше драмы и «лирики», где-то больше «боевого»- жизнь есть жизнь!), при том что у «Северного фронта» новый режиссёр Пётр Амелин. Впрочем, как (отчасти) справедливо заметил Александр Балуев в интервью нашей киносоюзной газете «СК-новости», «Кто режиссёр, в сериальной продукции не имеет особого значения. Пусть на меня не обижаются, но это так…» Балуев говорил о «длинных» проектах, за 16 серий. В «Военной разведке» уже 24 серии…
Продолжаю хвалить. Актёры не пытаются играть Гамлетов, а играют реальных, живших в ту эпоху людей. И, что немаловажно- симпатичных людей (естественно, за исключением явных врагов и предателей, а также «классического» капитана НКВД, да и он не столько злобный, сколько «перебдевший»). Шалопаи-курсанты Михась и «Москаль» вообще обаяшки. У них всё, как у крутых мужиков (в голливудских полицейских фильмах таких «напарников» пруд пруди!): сначала возненавидят друг друга, подерутся, а потом становятся настоящими друзьями и друг за друга на смерть идут (в разведку!). Ну а коротышка-старшина, неумолимо строгий и хозяйственный, во многом по-доброму «срисован» со старшин (и не только), сыгранных в ряде прекрасных советских военных фильмов столь же прекрасным, фактуристым (к сожалению, уже покойным) актёром Виктором Павловым. И искренне жаль снайпершу Кнопку, вовсе не красавицу и совсем не гордячку, которая любила, да не любима была.
Хорошо поработали на «Северном фронте» и композитор с музыкальным редактором. Музыкальные темы в принципе те же, что и прежде, но они ненавязчивы и очень деликатно, тонко подчёркивают действие- где надо, звучит что-то весёленькое (к примеру, в сценах со старшиной или приключениями курсантов), а где надо, на низких тембрах и тонах звучат патетика и героика, «эхо прошедшей войны».
В общем и целом, «Северный фронт» получился добрым, человечным, без примеси модной «чернухи», но зато с «примесью» патриотизма и героики, хотя финскую войну, инспирированную и спровоцированную советским руководством (эпизод с «поводом» в сериале обозначен) нельзя отнести к честным и справедливым (преследовались прежде всего политические цели). Пелось: «Чужой земли мы не хотим ни пяди». А получили далеко не пядь… Ну да ладно, дела давно минувших дней. Но, по-любому, сериал смотреть обязательно стоит (я получил от него большое удовольствие), особенно всей семьёй- очень полезно для настоящего военно-патриотического воспитания детей и молодёжи. Хотелось бы поставить ему «девятку», но не могу… А вот восемь с плюсом- с огромным удовольствием! (В скобках. Заметил одну слишком бросающуюся в глаза лажу. Командир перед строем новобранцев: «Здравия желаю, товарищи бойцы!»- «Здравия желаем!» И тогда, и сейчас командир говорил и говорит «Здравствуйте, товарищи бойцы (курсанты и т. д.). Не знать такого- не знать нашу армию! Зато здесь грамотно развеян миф о финских «кукушках»: действительно, серьёзные снайперы на деревьях не сидели- они от ветра качаются…)
8 из 10