Он искал метафизического дьявола — а нашел его среди людейК сожалению, фильм нельзя рассматривать как немного фантасмагоричную черную комедию. Даже если его хочется назвать трешем первые полчаса — концовка меняет все.
Не смотря на не самую лучшую игру, героям удалось передать самое важное. Даже если представить, что сюжет завязан на злоупотреблении галюцинногенных средств, стоит отметить развитие персонажей по ходу действия. Здоровяк-металлист оказывается хорошим человеком, который смог познать Истину. Тоже касается и шоумена, меняющегося на глазах. Вместо псевдожизни и псевдоидеалов они объединяются с полусумашедшим падре. Ради чего? Ради отблеска надежды, и даже не за себя — за всех.
В фильме очень много сюжетных линий, некоторые из которых предназначены, вероятно, для тех, кто «в теме». Или же просто знаком с некоторыми европейскими реалиями. Изобилует лента и огромных количеством отсылок к другим, эдаких пасхальных яиц — не стоит их перечислять, лучше еще раз посмотреть хотя бы для этого.
Самой актуальной, и, вероятно, центральной сюжетной линией являются события, связанные с движением «За чистый Мадрид». Не смотря на то, что неонацисты появляются в фильме эпизодически, на очень короткое время, создается впечатление, что именно на них и завязан сюжет — все остальное является «глянцем» для комитетов народного искусства (прим. — см. методы цензуры фашистских режимов середины прошлого века, более подробно можно найти в книге Умберто Эко «Сотвори себе врага»). Именно в одном из них воплощается дьявол, который после смерти оказывается человеком.
Не удивительно, что лента получила достаточное признание в Европе — но не у нас. К сожалению, российский зритель или еще не дорос до игровых фильмов, осуждающих нацизм в его современном облике, или уже настолько слился с этим явлением, что не способен адекватно реагировать на его проявления.