Старая земляВне всякого сомнения дебютный фильм Александа Мельника «Новая Земля» претендует на то, что бы стать универсальной притчей на тему новорусской истории.
… Перестройка, начатая верхами, начинается освобождением «советского» (тюремного) народа, но тут же оборачивается народной вакханалией-гулянием. Жертвы «шоковой терапии» — многочисленны. Вскоре начинается первая чеченская. Но, несмотря на временные неудачи, безалаберные русские количеством одолевают сплоченных вайнахов. Короткий период пьянящей, но кровопролитой свободы диалектически перетекает в авторитаризм. Элита освобожденных урок загоняет быдло-народ в лагерь, жрет консервы (общенародное достояние) и имеет резиновых женщин (силиконовых медиа-див). Шишку держит харизатический, но грозный лидер-пахан. При жестоком антинародном режиме слабаков поедают. Это ведет к естественному сокращению народонаселения.
Но не все так печально. Кристально честный летчик Калоев-Жилин (Лавроненко), маньяк с тонкой душевной организацией Сипа (Феськов) и технический интеллигент слесарь Толик (Башаров) опрокидывают ненавистный новогебешный режим и возвращают арестантам свободу. Но поздно. В намечающемся Арммагедоне (Третьей Мировой) погибают все скопом: и американцы, и русские, зато летчик Жилин (или «Вечно Живой») улетает за линию горизонта на встречу с погибшей семьей — встретимся на Небесах.
На самом деле, «Новая земля» также далека от звания «притчи», как и народная мифология, на которой он замешана, далека от реальности нашего бытия. Картина просто паразитирует на расхожих псевдоисторических штампах и популярной брехне, широко распространенной среди пассионарных пенсионерок, затюканных женами и жизнью «потриотов» и просто сетевых дебилов. Впрочем так, наверное, и было задумано.
Чтобы там не говорили об авторских претензиях, кинолента Александра Мельника аккуратно скроена по старинным кинематографичеким лекалам. Она настолько вторична, что с первых минут просмотра зритель попадает в изьезженную сюжетную колею, из которой только один выход — в двери кинозала. Теряется всякое сопереживание, а скука растет пропорционально количеству трупов. «Новая земля» уныло плетется в конце вереницы предшественников — многочисленных островных и тюремных антиутопий. Ученически копируются все их сюжетные ходы. От этого фильм страшно проигрывает с точки зрения искусства, но зато выигрывает в деньгах. Если бы на свете не было «Повелителя Мух» 1963 и 1990 года, «Тюряги» (1989) cо Силевестром Сталонне, «Пляжа» (2000) с Леонардо Ди Каприо, позднесоветского «Беспредела» (1989) с Ташковым и еще нескольких десятков аналогичных фильмов, то «Новая Земля» был бы шедевром. А так дуля с маслом.
Во всех этих картинах от века идет борьба общегуманистического и социал-дарвинисткого начал. Везде цветет дружба квадратно-светозарного Героя и комичного филателиста-маньяка-очкарика. Последнего, кстати, почему-то во все время пытаются «опустить» или съесть паханские шестерки. Везде бал правят стандартные, оловянные Обезьяны-Паханы. На островах щедро разбросаны и заныканы в бузине аэропланы, автомобили, тайные ходы и люки, соблазняя арестантов на побег (Куда Администрация только смотрит?). Время от времени протагонист в исполнении Леонардо Ди Каприо или Лавроненко прячется от тоталитарного режима в глубинах острова. Как любая ночь заканчивается рассветом, так и любая антиутопия почти всегда заканчивается бунтом. Все это сопровождается мучениями «Гуманистической» Администрации в модусе «Трудно быть Богом». Хотя кое-что новенькое в фильме есть. Сообразно новейшим веяниям, начальницей Администрации является СуперЖенщина (Дапкунайте). А вот чередование и длина планов в «Новой земле» точно такие же как и в классическом голливудском фильме. Крупный, крупный план, пейзаж, печаль героя, музыка и экшн. И так далее по кругу.
Впрочем можно не сомневаться, что рабское следование канонам принесет фильму коммерческий успех. Поэтому, несмотря на то что фильм, средненький, я настоятельно рекомендую его к просмотру обычным школьникам старших классов, учащимся профтеучилищ и женам бизнесменов с карточкой фитнес-клуба.
3 из 10