'Есть тут люди?'Мощный притчевый фильм режиссёра Александра Мельника. Несмотря на хардкор и полный трэш, он настолько глубок, что в нескольких словах не раскроешь - вся философия жизни и смерти, что есть человек, что отличает преступника от его тюремщика - все в фильме и еще многое другое. Казнь отменена и заключенных отправляют на северный остров, снабдив необходимыми вещами для выживания. Все, создавайте колонию. Но, как у Шварца 'Вы думаете вы убили дракона? Нет, он в вас'. Они уже отравлены системой и после жесткой поножовщины, организуют снова подобие тюремной зоны. Каждый фрагмент фильма, начиная с титров - имеет значение, как символ в картине, который помогает прочитать ее. Когда жертва, предназначенная стать едой просит попить: 'Дайте же воды, вы что, не люди!', звучит странно среди убийц. И вдруг выходит с кружкой из затаившейся, испуганной толпы самый циничный убийца, который кишки из людей вырезал и из любопытства измерял - такой длины, как в учебнике, или нет. Вот кто, оказался вдруг человеком! Операторская работа великолепна - общие планы, выхватывание камерой деталей помогает составить представление об участниках проекта, природе затерянного в морях острова. Фильм сопровождает музыка Глеба Матвейчука и Андрея Комиссарова, дополняя и завершая полную картину событий. Просто потрясает предфинальный эпизод расстрела с моря всех. Операция 'Чистый остров'. Над всем этим апокалипсисом звучит ария Баха из фрагмента 'Страсти по Матфею', когда Христа распяли, а Петр в третий раз отрекся:
'Смилуйся,
Мой Боже, слёз моих ради!
Смотри, вот,
Сердце и очи плачут перед тобой
Горько.
Смилуйся!'
Думается, не случайный выбор. Ария звучит, камера ведет нас по всем сценам гибели, перекидывается на каюту корабля, где Дапкунайте в образе международного наблюдателя уже отдала приказ о расстреле и смотрит на фрагмент триптиха Босха 'Искушение св. Антония' на стене. Это изображение Черной мессы. Черная месса совершается в это время и на берегу, нечто инфернальное. Игра актеров на таком уровне, что каждый достоин Оскара. Хорош Лавроненко в главной роли, убедителен Башаров. Но полный отрыв, нечто ирреальное - это игра Феськова и Шаракоиса.
И опять титры с фотографиями этих злодеев, убийц в былой жизни с семьей, в профессии, счастливых, с человеческими лицами. Когда они перешагнули черту из этой жизни и что их сделало жестокими?