Шерлока Холмса, как и полагается, знаю с детства, однако долгое время относился к конандойловским рассказам равнодушно. И всенародно любимые фильмы с Василием Ливановым в главной роли никак не меняли ситуацию. По-настоящему проникся и прикипел к великому сыщику лишь после того, как начал смотреть этот сериал от Granada Television — и чем дальше, тем больше!
Из всех экранизаций (в первую очередь, сравниваю с советской версией как с наиболее приличной) именно тут достовернее всего передан дух произведений Конан Дойля и атмосфера эпохи. Именно тут — истинная, аутентичная викторианская Англия. У нас — нет, у нас сказка об Англии, мечта об Англии; Туманный Альбион, каким он пригрезился русскому режиссеру Игорю Масленникову. Вообще когда мы сравниваем фильм, снятый иностранцами о России, и нашу картину на ту же тему (взять, к примеру, экранизации «Доктора Живаго» Джакомо Кампиотти и Александра Прошкина), то сразу заметно отличие: там, где у них все умозрительно-условно, у нас — плоть и кровь национального сознания. Так что даже удивительно, что русский фильм об Англии считается образцово-показательным. Да, нам свойственна «всемирная отзывчивость», но не настолько. Они себя все же лучше знают.
То же касается центрального образа. Холмс Ливанова — вполне себе русский человек, мягкий, душевный, созерцательно-задумчивый. Холмс Джереми Бретта — именно такой, каким должен быть: строгий и требовательный, но при этом отзывчивый и самоотверженный, сухой и практичный, но приветливый и обаятельный. И главное — деловитый, энергичный. Последним он выгодно отличается от героя Ливанова, который, в общем, тоже на месте не сидел, но запомнился именно рассуждениями с трубкой у камина. Но и до супергероя, каким Холмс получился в фильмах Гая Ричи, Бретту тоже далеко (и слава небесам!). Чувствуется, что это ЕГО образ: за свою карьеру Бретт вообще мало где сыграл, но одного участия в «Холмсе» достаточно, чтобы имя было увековечено для потомков. Так же Элайджа Вуда будут помнить благодаря Фродо, где бы он еще ни играл.
Насчет Ватсона: между гранадским Ватсоном и советским дистанция в целом не столь разительна, но есть нюанс — в первых сериях эту роль исполнял Дэвид Бурк, а потом его заменил Эдвард Хардуик. Мне лично больше понравилось, как играл Хардуик, хотя выглядит он дряхлее.
Что касается постановки, то она добросовестно воспроизводит написанное Конан Дойлем и «в довесок» кое-что добавляет от себя — и это «кое-что» лишь украшает фабулу первоисточника. Ведь Конан Дойль писал, во-первых, коротко, а во-вторых, максимально сухо, чтобы рассказ как можно больше походил на математическую задачку. И, чтобы растащить каждый опус на 50 минут экранного времени, создателям сериала пришлось довести до ума драматическую компоненту (в результате в каждой серии есть отлично исполненные роли второго плана) и насытить сюжет зарисовками английской жизни и лирическими пейзажными вставками. Все это получилось здорово: 50 минут оказалось в самый раз для одного рассказа — не скомкано и не размазано. А вот несколько «двойных» серий, длящихся по 100 минут, смотрятся скучнее — эксперимент не очень удался, как мне кажется.
Недочетом можно считать и довольно вялые сцены экшна — драк, перестрелок, погонь и т. п. Большого бюджета у сериала явно не было. Но, возможно, это и к лучшему — во всяком случае, можно воспринимать просмотр такого кино как протест против засилья экшна в современных детективах — ведь внешняя эффектность в них давно превалирует над интеллектом. И вообще смотреть нынче самую приближенную к первоисточнику версию Холмса, на фоне вала нетрадиционных интерпретаций, — как минимум немодно. Но, надеюсь, эта мысль помешает немногим — остальные же зрители оценят сериал от Гранады по достоинству. Осмелюсь заявить, один из лучших сериалов ever created.
10 из 10