Нестрашные сказкиИмя Клауса Хяре, известное лишь узкому кругу зрителей, вряд ли может претендовать на попадание в рейтинги лучших скандинавских режиссеров. Но в списке нестандартных авторов финский постановщик занял бы одно из почетных мест. Подход Хяре определенно нетривиален: используя привычные для северного кино остросоциальные и располагающие к нордической суровости темы, он создает замечательное кино, больше похожее на сказку. История, которая в других руках стала бы мрачнее или жалостливее, в интерпретации Хяре полна света и оптимизма и часто обречена на счастливый, пусть и наивный финал. Любовью к детям и верой в лучшее пронизан и дебют режиссера — трогательная в своей простоте «Элина».
Действие происходит в середине прошлого века, в населенной финнами деревушке, затерянной среди лесов шведского лена Норботтен. Маленькая Элина коротает время не в играх с друзьями, а среди кишащих живностью болот, где чувствует присутствие недавно умершего отца. Ненавидимый всеми из-за своенравности родитель успел научить дочь двум фундаментально важным вещам — находить путь через топи и не сдаваться в борьбе за справедливость. Проблема, требующая вмешательства, появляется с переходом Элины в класс властной учительницы Торы Хольм. Через образ преподавательницы в фильме показана политика шведского правительства в отношении национальных меньшинств того времени. Хольм запрещает детям, знающим лишь финский, говорить на родном языке, наказывает за неповиновение, но выражает снисходительное сочувствие, понимая, насколько выше стоит по социальной лестнице. Для всей деревни она другая — с ее яркой одеждой, ничуть не похожей на серые крестьянские робы, с ее городскими привычками, с ее подчеркнуто правильной речью. Авторы уравновешивают опасный конфликт одной простой деталью: главный протагонист — Элина — тоже другая.
Проблемы и сюжетные пласты накладываются один на другой — социальное неравенство, бедность, непонимание, одиночество, но все они — лишь фон для кропотливого исследования внутреннего мира ребенка. Следуя по пути Аугуста и Халльстрёма, автор создает сложный образ маленького человека, который способен на большие переживания. Элина — одинокий зверек, ищущий ответы на символичном болоте прошлого, пока сестра и мать живут настоящим. Причина протестов девочки не столько в жестоком отношении к финским детям, сколько в отношении общества к ее отцу. Своими поступками она лишь отстаивает право быть похожей на родного человека, ставшего личным божеством. Главный вопрос картины не в том, кто выйдет победителем из школьного противостояния, а в том, сумеет ли героиня найти свой путь и свои ответы, разорвать пуповину, привязывающую ее к болоту. Она не ангел, но ребенок с чистой душой. И судьбе девочки в исполнении трогательной и убедительной Натали Минневик невозможно не сопереживать.
Фильм Хяре прост и человечен и изящно балансирует между правдивостью и наивной фантастичностью. «Невидимая Элина», как ее назвали в финском прокате, рассказывает об эпохе в жизни Швеции, о поиске взаимопонимания там, где его, казалось бы, не может быть, о взрослении не одного человека, а целого селения. Но в первую очередь это картина о безопасных тропах через мрачные топи — тропах, ведущих домой.