Римлянка с двойным дномПервая половина киноповествования посвящена истории бедной девушки Адрианы, которая, уступая соблазнам, почти ступила на очень скользкую дорожку. (По книге, она и вовсе проститутка, но в фильме это показано помягче.) Встречается с ненадежными мужчинами, которые покупают ее любовь за деньги, и даже с одним грабителем. Но внезапно Адриана влюбляется в серьезного парня, Мино, который оказался… коммунистом, и занимается он подпольной антифашистской пропагандой, (действие происходит в годы правления Муссолини).
И тут действие принимает более серьезный характер. Возникают даже философские, мировоззренческие коллизии. Атеизм коммуниста Мино входит в противоречие с религиозностью Адрианы. К сожалению, эта интересная тема не развита должным образом, что не удивительно, ведь автор исходного текста, одноименного романа — коммунист Альберто Моравиа. Впрочем, говорить с коммунистом о Боге, это как глухому преподавать сольфеджио.
Мне представляется, что режиссер Луиджи Дзампа, искусно изменил акценты в этой истории. Коммунисты в его фильме не очень впечатляют. Они выглядят суетливыми, неумными. И не слишком принципиальными. Не брезгуют укрываться от полиции у приятеля, состоящего в фашистской партии. Мино тоже выглядит довольно блекло. Зато совсем другое впечатление производит его антипод Астарите, он показан великодушным, решительным и смелым человеком и в сущности, трагической фигурой.
Фильм смотрится и сегодня очень хорошо, а некоторая наивность ему только на пользу.