Сказка о хиппизме«Дом Солнца» я посмотрел после горячей и искренней рекомендации одной знакомой девушки. (Кстати, мой друг тоже посмотрел фильм по совету жены, и впечатления друга полностью совпали с моими.) Скажу честно: вопреки женскому восторгу, который, как известно, очень часто не стыкуется с мужским взглядом, ничего сверхъестественного я от картины не ждал. Однако, действительность превзошла даже мои «неожидания».
Сюжет, в принципе, незамысловат. Молоденькая девушка Саша (Светлана Иванова) поступает в медицинский институт. В тот самый день, когда она проходит по консурсу и зачислена в мед, счастливая Саша сталкивается на улице (мир, как известно, тесен, а Москва тогда была небольшой) с неким парнем, который её… скажем так, заинтересовал. Дома Сашеньку ждёт новый сюрприз: оказывается, поступить в вуз ей помогли высокопоставленные родители, а она-то думала, что сама! Скандал в семействе. Патовую ситуацию решают билеты на премьеру грандиозного фильма «Генералы песчанных карьеров». И кого бы вы думали увидела Саша в тёмном кинозале у себя за спиной!? Его — того самого таинственного незнакомца! (См. выше — мир тесен, Москва ещё теснее.) Увы, парень, снова исчез. Но зато девушка-хиппи Герда (Дарья Мороз), с которой Саша познакомилась в медицинском (и она здесь!) способствует приглашению главной героини на завтрашний концерт ансамбля «Удачное Приобретение». Назавтра, откосив от дачи, Сашенька с энтузиазмом мчится к чёрту на кулички в какое-то Балабаново (100 лет живу в Москве, но не припомню, где это). Обещанное «Приобретение» не состоялось, но поистине не знаешь, где найдёшь, где потеряешь — зато все получили первый концерт «Машины Времени»! (Чего-чего, в 74-м?! А не пятью ли годами раньше сыграли Макар сотоварищи!?) Все остались довольны — все, кроме правоохранительных органов, свинтивших сие безобразие. И вот, наконец, разбитые части передовых отрядов хиппи собираются на пустыре, куда приходит их лидер Солнце (Станислав Рядинский). Долго мы ждали главного героя, но всё прошло, как полагается — пришёл, увидел, победил, увёл с собой Сашу, влюбил её, конечно, по уши в себя, все дела… Далее, Саша премирована родителями поездкой в Болгарию. Но тусовка хиппи в это же самое время отправляется на противоположный конец Чёрного моря — в Крым. Хитроумный Солнце подстраивает всё так, чтобы Саша вышла из своего «болгарского» автобуса и присоединилась к хиппарям…
Открытое письмо постановщику картины Игорю Ивановичу Сукачёву. Уважаемый Игорь Иванович! Наверное, это не Ваша вина, что фильм «Стиляги» вышел раньше «Дома Солнца». Но тем не менее, когда смотришь Вашу картину, никак не удаётся отделаться от ощущения, что «Дом Солнца» находится в некоем жанровом шлейфе «Стиляг». И там, и здесь на экране воссоздаётся отдельный пласт социалистической эпохи и неформальной культуры. Вы и сами говорите:
«Картину можно назвать костюмной — у нас же ретроистория, начало 70-х годов.» Почему же Вы, в таком случае, столь неаккуратны в деталях? Я даже не про детали одежды как таковые — несуразные нашивки на адмиральском костюме, несоответствующие времени кокарды на милицейских фуражках, бредовые медали на дембельских кителях, или даже полоски от стрингов на пляже — нет, к чему мелочиться. Есть намного более существенный момент, а именно: Ваша картина, в целом, к сожалению, НЕ ПЕРЕДАЁТ дух 70-х, и я бы даже сказал, искажает его. Вы, конечно, мне возразите:
«А ты жил в те годы, чтобы так говорить!? А я жил!» Игорь Иванович, не сердитесь, но ведь можно оценивать и методом отпротивного: практически в каждом кадре лично я вижу и чувствую СОВРЕМЕННОСТЬ всех телодвижений героев фильма, СОВРЕМЕННОСТЬ интерьеров, манер, разговоров, и т. д. Вот Вам один примерчик: на первом концерте «Машины Времени» (ещё раз — не поздновато ли Вы его трактуете?) Герда восторженно кричит:
«Это реально круто!» Подобный возглас моментально разрушает жалкие остатки атмосферы 70-х, мгновенно перенося меня в 2012-й год. «Реально круто» — так даже в 80-е не говорили. Следующее, что последовательно напрашивается вслед за «реально круто» — это «кул!». А как Вы, Игорь Иванович, умудрились засунуть в кинотеатр 70-х такие «реально крутые» игровые автоматы (!?) — я смотрел и «реально» завидовал настольному баскетболу, ведь подобного НЕ БЫЛО и в существенно более поздние времена! Однако, учитывая ограниченный формат своего письма при изобилии подобных несуразностей и ляпов, я начинаю закругляться. Правда, никак не могу обойти стороной сцену избиения конной милицией мирной демонстрации хиппи против войны во Вьетнаме. (Можете назвать хотя бы один источник, кроме И. Охлобыстина, подтверждающий факт такой демонстрации? Или имеется ввиду демонстрация 01.06.1971 у посольства США!?) Игорь Иванович, дорог
ой, насколько же фальшива вся эта сцена!! Это же просто мама р
одная, караул, и не нужно при этом быть пра-правнуком Станиславского, чтобы отказать Вам в вере. Вы действительно предполагаете, что отряд конной милиции разгонял (спровоцированное!) шествие, затаптывая копытами детей первых лиц страны?? А что же Вы, в таком случае, трупы не показали!? Они были бы неизбежны.
Ну и наконец, о главном.
«Совсем чуть-чуть о хиппи, но в основном о любви» — говорите Вы про свою работу. Про «хиппи» уже сказано немало, давайте теперь про «любовь». Игорь Иванович, по-моему, у Вас не получилось красивой и убедительной истории о любви. Аргументирую. Отбросим в сторону такие нюансы, как отсутствие в фильме обычного классического поцелуя. Понимаете, Ваш главный герой — он просто НИКАКОЙ. Тот образ, который воплощает на экране Станислав Рядинский (дай Бог ему в будущем хороших ролей) — это ни разу не лидер хиппи. Дохленький, хиленький, говорящий какие-то псевдо-мудрости, а самое главное — без необходимой ХАРИЗМЫ. Меня поразило, как этот парень бежит по Москве, дабы предупредить о «подставе» — ТАК расставлять руки при беге может только человек никогда не бегавший. И что происходит через минуту экранного времени — Солнце пачками раскидывает ментов и солдат ВВ! Дохляк материализуется в Рэмбо! Причём, интересно, что за подобные вещи он не только не получает срок лет этак в 8-10, но и спокойно сматывается! Игорь Иванович, расскажите, как можно удрать из плотного кольца с двумя ментами на плечах и с девчонкой под руку!? Ответьте мне, автор: почему зритель должен уважать человека, ворующего (пусть и не для себя) ботинки в гостях, или таскающего за собой усталую голодную девчонку, вместо того, чтобы ехать со всеми на поезде!? В общем, Солнце, в моём понимании — абсолютно неубедительный персонаж. А ведь он — гвоздь программы! Соответственно, любовь на экране получилась тоже какая-то натянутая, поверхностная, неглубокая.
Не скажу, что фильм совсем провальный — нет, отдельные эпизоды смотрелись забавно. Но только эпизоды, глубины я здесь не почувствовал.
6,5 из 10